Мысли о смерти преследуют человека на протяжении всей его жизни, то обостряясь на фоне каких-то жизненных проблем, то затухая, как неактуальные. Они появляются в тот момент, когда ребенок отходит от своего собственного и родительского всемогущества и сталкивается лицом к лицу с конечностью всего, что его окружает, в том числе себя и своих родителей. И с тех пор страх претерпевает метаморфозы, вызывая все новые и новые витки в развитии психики и попытке избежать этого чувства потери, бессмысленности, одиночества. Тема смерти всплывала на протяжении многих веков в литературе, поэзии, искусстве как попытка переработать и осмыслить самый главный страх, как будто бы являющийся столпом существования. Эти темы можно встретить начиная от детских сказок, заканчивая серьезными произведениями. Смерть преподносится в разных обличиях, мужских и женских, обличии животных, а в средневековых произведений в качестве продуктов жизнедеятельности. Смерть наделяется самыми разными качествами, очень часто очеловечивается, но интерес и озабоченность ее природой не иссякает. И мысли о смерти, как и сам феномен являются нормой вещей.
Чаще страх смерти является защитой, которая помогает человеку уберечься от опасных ситуаций, но, есть ощущения, когда чувство страха настолько интенсивное, что мешает человеку жить здесь и сейчас. Человек теряет вкус к жизни, ведь получается, что все попытки что-либо сделать в конечном счете ведут к одному концу - неминуемой гибели. Чувство собственного бессилия очень сильно бьет по настоящему, где человек живет, не давая ощущать вкус самой жизни. Поглощенные страхом смерти они живут в вечной тревоге, что это когда-нибудь произойдет. Страх неизвестности подпитывает тревоги, возводя их в абсолют и сковывая. Смерть будто бы всегда стоит в поле зрения, нависая и угрожая своим присутствием. Тогда имеет смысл говорить уже о патологическом страхе.
Какие причины появление этого страха?
Стечение обстоятельств, приводящее к неспособности наслаждаться жизнью и интенсивному страху смерти, может быть вызвано несколькими факторами:
— Обесценивание собственной жизни в целом, поскольку она имеет один исход и по сути не обладает никаким смыслом.
— Разочарование жизнью. Когда человек разочаровывается в жизни по той причине, что он проживает не свою жизнь, а ради каких-то чужих желаний, чужих установок, а не своих собственных. Или же та жизнь, которую он проживал в своем представлении оказалась не той, которая получилась в итоге. Чрезмерная идеализация и завышенные требования к себе, завышенные притязания привели к образованию пустоты. Это ощущение сильно давит на человека, а надежда на изменение этого стремительно тает вместе с силами.
— Внутренняя пустота. Которую человек пытается заглушить материальными вещами, но этого не достаточно, не получается и на месте этой пустоты возникает страх смерти, как напоминание о своей бесполезности, своей ненужности.
— Преждевременная старость души, не живя своей жизнью, а растрачивая ее на соответствие иллюзорным установкам, которые им дали в детстве, они чувствуют свою собственную слабость и усталость, что в свою очередь, подобно ощущениям в старости создает ощущение страха смерти, так грозно нависшей над ними, как жесткие родительские установки.
- Страх самой жизни,как бы не звучало это парадоксально, но когда любая активность, жажда нового, жажда познания пресекалась на первых же этапах, что привело к полному отказу от этой функции. К отказу от самой жизни и страх перед ней как пред чем-то запретным. Такие люди чувствуют свою ненужность и то, что они лишние, мир идет своим чередом где-то там, за стеклом. В то время как они влачат свое существование и ощущают себя мертвыми внутри.
Наверное, самый важный фактор, объединяющий все это представляет из себя чувство внутренней мертвенности. Именно из-за него и происходит невыносимая тревога и страх неизбежного конца всего, когда знаешь, что умрешь, потому что по сути внутри морально ты уже умер или близок к этому. Ты бессмысленен и не нужен, и эта бессмысленность не в смерти, а в твоем настоящем, именно она и вызывает страх смерти, символической, как символизация отсутствия жизни, стагнации, потери жизненных сил или потери собственной личности и полного поглощения.
Что же приводит к появлению или отсутствию данных ощущений?
В первую очередь опыт, который человек получает с детства и на протяжении всей жизни. Особые модели поведения, нацеленные на слишком высокие притязания, или же на полное обесценивание личности ребенка образуют ту самую тоску и чувство пустоты, которое впоследствии будет заменено страхом смерти. Символическая смерть, которую человек не может осознать превращается в смерть реальную, которую он чувствует и несет в себе, по сути боясь не самого факта, а подтверждения того, что он сам не нужен, а его существование бессмысленно. Такой человек будто бы пребывает в подвешенном состоянии, не чувствует опоры и будто бы еще дуновение и он улетит в ту самую пустоту забвения, полной аннигиляции личности, осознавая и находясь в живом теле.
Как справиться со страхом смерти?
В лучшем варианте для проработки страха смерти, ощущений внутренней пустоты и мертвенности необходима личная психотерапия. Поскольку в данном случае, сначала необходимо найти причины, по которым появились эти ощущения и только потом постепенно выводить человека из этого состояния, давая ему опору и постепенно находя смысл и решая внутренние конфликты, которые и загнали его в пучину безумия, ведь после самой темной ночи неизбежно наступит новый день.
А при самопомощи можно воспользоваться несколькими рекомендациями:
- Принятие самого факта смертности всего живого, как неотделимого и непреложного условия наличия факта рождения и самой жизни.
- Нахождение смыслов. Наделение своей деятельности и жизни своими собственными смыслами, установить цели и следовать к их воплощению. Каждый человек наделяет жизнь своими собственными смыслами и живет ради них.
- Жить. Позволять себе не бояться самой жизни, а не смерти. А чтобы не бояться жизни надо в первую очередь разрешить себе желать и жить как хочется, а не как надо. Социальное "надо" это тоже один из вариантов психической смерти, где человек живет не для себя, а существует в угоду другим.
- Оставить свой след. В большинстве случаев человек боится именно забвения. Таким образом его деятельность, которая оставляет после себя следы, как материальные так и в сердцах людей помогает справиться со страхом смерти.
- Для религиозных людей - религия это инструмент принятия своей смертности и помощник в том, чтобы справиться со своим страхом. Религиозные концепции объясняют что ждет человека впереди и таким образом уменьшают страх неизвестности. Для атеистов может помочь нахождение собственной концепции, объясняющей конечность всего сущего и рационализация и интеллектуализация процессов жизни и смерти.
ведь человек в первую очередь боится не смерти, он боится:
- небытия, психической дезинтеграции и отсутствия реальности
- неизвестности, человек не знает что его ждет за чертой
- потери контроля над своей собственной жизнью
- страдания и болезней, которые могут причинить эти страдания
- потери собственной личности, безумия
- покинуть своих близких, что они не справятся без него. По сути при мыслях о смерти человек переживает потерю своих близких, как будто это умирают они.
Смерть это в первую очередь ментальная символическая концепция, которая отражает психические процессы, происходящие в человеческой психике и только потом реальный факт умерщвления реального физического тела.