Иногда происходит так, что наше сознание от нас ускользает, все вокруг становится будто окутанным туманом, а мысли путаются и вязнут. И, казалось бы, привычный образ мыслей, утекает сквозь пальцы, а что-то что всегда было на поверхности теперь нельзя достать. Оно крутится на языке, но не приходит, искусно увиливая от нашего сознания, так мы и плутаем по полям психики, попадая в долину туманов и уже дальше не понимая куда идти. В эти моменты и встает вопрос о диссоциации.
Диссоциация – это защитный механизм психики, существующий для того, чтобы уберечь личность от травмирующих событий и их последствий. Но, иногда что-то идет не так и этот механизм расщепляет нашу личность настолько сильно, что в дальнейшем это отражается на всем существовании. Диссоциация – это расщепление психики и тела, расщепление психики и осознанности, как будто отрывание куска личности, слишком болезненного, чтобы вписать его в опыт жизни, слишком насыщенного негативными переживаниями, чтобы быть интегрированным. Зачастую такое происходит из-за травмы. Мозг расценивает опыт как угрожающий всей личности и, за счёт этого, отщепляет его от основной личности. Диссоциация может проявляться по-разному, от лёгкой потери ориентации во времени, до перманентной потери памяти, возникновения так называемой второй личности. Диссоциацию можно представить так, как будто бы человек потерялся в долине, полностью окутанной туманом. Она искажает реальность и затрудняет поиск и продвижение вперед, скрывая истинную картину мира.
Диссоциация может вызывать нарушение чувства времени, потерю контроля над собственным поведением, изменение мышления, эмоциональной экспрессии, нарушения образа тела, восприятия реальности, смыслов и значимости актуальных ситуаций, вызывать чувство регрессии. Человек в диссоциации зажат и растерян, он потерял часть себя. Степень диссоциации определена «континуумом» состояний «нормы-патологии». На одном конце этого континуума находится симптоматика, которая может возникать у человека в норме, это может быть рассеянность, забывчивость, эмоциональная холодность. На другом конце представлены патологические состояния – диссоциативное расстройство, множественная личность, амнезия, фуги и т.д. В середине этого континуума представлено множество разных состояний, которые могут быть как самостоятельным явлением, так и частью тяжелых состояний.
Диссоциация не всегда приводит к расщеплению личности и проблемам с психическим здоровьем, осознанный, этот механизм во много может помочь при столкновении с чрезмерными переживаниями, которые в данный момент личность не может переработать и адаптироваться к ним. С ней сталкиваются абсолютно все люди в тот или иной момент времени.
Но при патологических явлениях диссоциация старается спрятать тот самый отщепленный кусок от основной личности, от нашего сознания, и, когда происходит момент, когда что-то или кто-то напоминает об этой части, то нас перекидывает в ту самую долину туманов, где диссоциация водит по кругу, не давая найти спрятанную травму. В этом случае диссоциация используется перманентно человеком и по сути не позволяет ему полноценно функционировать и наслаждаться жизнью, она поглощает психические и интеллектуальные процессы, водя человека по кругу, как заевшую пластинку.
Чаще всего, имея дело с диссоциацией предполагают наличие травмы в прошлом, где было настолько большое количество ужаса, боли и переживаний, что психика не смогла адаптироваться к ситуации и интегрировать полученный опыт. Если человек не смог пережить спектр чувств, или одно невыносимое чувство – он отщепляет эту часть себя, и она остается блуждать в бессознательном, оставляя травму открытой и актуальной на всю жизнь.
Часть человеческой психики, пережившая травмирующее событие, навсегда остаётся в этом травмирующем событии, и дальнейшая реальность искажается посредством диссоциации, где человек раз за разом должен выживать и бороться, и переживать этот момент. Но, есть ситуации, когда человек не помнит нанесённую травму, например, в детском возрасте, и тогда проявление диссоциации будут выражены по-другому, они будут отражаться в его теле. Тело начинает реагировать на напоминание о травмированном опыте, но мозг не в состоянии осознать почему это происходит и получается потеря контроля над своим поведением, приводящая к неописуемому ужасу, к страху безумия, к стоянию над бездонной пропастью, потере контроля над своим собственным телом.
Данные состояния очень сильно влияют на качество жизни человека, могут сильно менять его жизнь и искажать сознание и восприятие окружающей реальности, они нуждаются в проработке и дальнейшей терапии у специалиста, посредством создания терапевтического альянса, где человек может почувствовать себя защищенным и выйти из ужасающей долины туманов, потому что страх и ужас травмы затмевает глаза и человек не может сам найти выход к свету из этой долины туманов.
Именно психотерапия может вернуть человеку контроль над собственной психикой и психологическими защитами. И заставить такой могущественный и сильный защитный механизм как диссоциацию работать на себя, а не против. Научить использовать его и включать именно тогда, когда он необходим, а не вечно работал в фоновом режиме, искажая реальность, или включался в самые неподходящие моменты, скрадывая куски жизни, лишая возможности радоваться.
Диссоциация является хорошей защитой психики при грамотном использовании. Многие профессии требуют в своей работе ее использование, потому что в ином случае работа была бы невыносима для человека и приводила бы к печальным последствиям для психики.