Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 -1939) — российский и советский художник, теоретик искусства, писатель и педагог. На постсоветском пространстве он известен практически каждому взрослому человеку: все знают, как минимум, ставшую хрестоматийной картину "Купание красного коня", репродукции которой регулярно печатались в школьных учебниках.
Любители искусства знают Петрова-Водкина как создателя собственного живописного языка, сферической перспективы, которую он использовал в своих работах. Авторство многих произведений художника легко угадывается по своеобразной манере. Картины, навеянные пафосом революционной борьбы, портреты и натюрморты, написанные Петровым-Водкиным, вошли в золотой фонд советского искусства.
Но прежде чем стать тем художником, которого мы сейчас знаем, Кузьма Сергеевич учился, совершенствовал своё мастерство. И немалую роль в становлении мастера сыграли заграничные поездки, которые Петров-Водкин совершил в 1905 - 1908 годах. Он путешествовал по Италии, посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную. В Италии, как через много лет вспоминал художник, произошла его "зарядка и закваска в смысле понимания всего исторического прошлого живописи". В мае 1906 года он уехал в Париж, где прожил несколько лет и обучался в частной академии Коларосси.
В апреле - июле 1907 года Петров-Водкин совершил путешествие в Северную Африку, побывав в Алжире и Тунисе. Во время поездки художник, которому тогда было двадцать девять лет, создал большое количество рисунков, акварелей и этюдов маслом.
В 1910 году свой рассказ об этой поездке он начал такими строками:
"Весной ранней, когда зазеленели газоны Люксембургского сада, пришла ко мне неотвязная мысль об оторванности моей от земли.
Не поверилось пенящимся юбкам монмартрских красавиц, не поверилось сотням полотен раскрашенных мыслей Дворца Искусства.
Допевались усталыми, прекрасно начатые, песни Гогена и Сезанна.
Искали форму потерявшие Истину.
На огромной наковальне, казалось, гномы выстукивали перебранную песенку, и она, сливаясь в хор, разрасталась нудной, длинной сплетней на стенах Champs de Mars.
Забылось что-то ценное, надо было найти или припомнить забывшееся…"
В Африке Петров-Водкин обогатился новыми впечатлениями, чувствами и ощущениями, приобрёл новый опыт. И, конечно же, стремился всё увиденное, весь этот необычный зрительный материал, запечатлеть.
Вначале он долго не мог найти общего языка с местными жителями, бедуинами, с подозрением относившимся ко всем европейцам. Помогли художнику два качества: он был не француз, а русский, и умел прекрасно свистеть. С тех пор, как Кузьма Сергеевич победил на своеобразном "конкурсе", местные жители стали почтительно называть его "Который свищет" и позволили рисовать все, что вздумается.
После возвращения в Париж в июле 1907 г. Петров-Водкин в письме к матери писал:
«...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски.»
На основе привезенных из путешествия этюдов и эскизов во второй половине 1907 года и в начале 1908 года Петров-Водкин создал несколько картин, с которыми участвовал в парижском осеннем Салоне 1908 года. Затем, отправив на родину все наработанное во Франции и Северной Африке, художник выехал в Санкт-Петербург, где обосновался навсегда.
При рассматривании "африканских" работ Петрова-Водкина у некоторых зрителей может возникнуть ассоциация с таитянским циклом Гогена. Но в ноябре 1936 года Кузьма Сергеевич подчеркнул в статье "Путь художника", опубликованной в журнале "Советское искусство", что не считает Гогена своим учителем:
"Африканский цикл моих работ писавшие и пишущие обо мне, с легкой руки журнала «Аполлон», определяют как „гогеновский“. Я не боюсь сознаться в любых моих промахах и любых заимствованиях <…>, – но здесь кроется явное недоразумение. Возможно, что Матисс был моим вдохновителем при работе над „Играющими мальчиками“, что у Пикассо я тоже кое-чему научился, но у Гогена я никогда и ничему не учился."
Но далее в этой статье мастер отметил роль поездки в Африку и полученных там впечатлений в своём становлении: "Во всяком случае Африка меня отрезвила. Из этой поездки я привез уйму этюдов, зарисовок и начатых картин."
В заключение ещё несколько найденных в сети репродукций и фотографий работ "африканского цикла" К.С. Петрова-Водкина.
Хочу порекомендовать каналы, на которые подписана и статьи на которых всегда читаю с большим интересом.