На предстоящем саммите ШОС 15-16 сентября ожидается запуск процедуры перехода Беларуси в статус полноправного члена организации. Как отметил российский посол в республике Борис Грызлов, это будет способствовать «дальнейшей консолидации евроазиатского региона как нового полюса силы». Кроме того, присоединение к ШОС расширит доступ Беларуси к крупнейшим мировым экономикам и рынкам сбыта, позволит совместно и эффективно противостоять современным вызовам и угрозам. Москва уважает суверенитет Беларуси и заинтересована, чтобы та активно участвовала в экономических процессах в рамках «Большой Евразии». Что представляют собой эти процессы, и как Минск и Москва могут извлечь из них выгоду, проанализировал директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета Олег Лешенюк.
«Один пояс – один путь» и интересы Китая
За относительно непродолжительное время инициатива «Один пояс и один путь» (ОПОП) стала государственной стратегией, определяющей внутреннее развитие Китая. Проект также ориентирует внешнеполитическую деятельность Пекина, направленную на содействие всесторонней открытости и укреплению сотрудничества с другими странами. Международное сообщество неоднозначно на него отреагировало. Ряд стран, особенно на Западе, восприняли инициативу настороженно, руководствуясь геополитическими и геоэкономическими интересами. Развивающиеся страны, напротив, поддержали ее, рассчитывая на привлечение иностранных инвестиций.
ОПОП не является интеграционным проектом в чистом виде. Его главная цель состоит в создании благоприятных условий для продвижения китайских товаров на рынки Центральной Азии, России, Европы, стран Ближнего и Среднего Востока. Задачи проекта – упростить таможенные, визовые и иные процедуры для облегчения деятельности предпринимателей и расширения масштабов сотрудничества, усовершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, увеличить объемы товарооборота и создать зоны свободной торговли в регионах, через которые будет проходить «экономический пояс».
Хотя китайские эксперты предпочитают не акцентировать внимание на геополитической составляющей инициативы, тем не менее, стоит подчеркнуть, что этот проект вполне амбициозен по масштабам и может соперничать с концепцией евразийской интеграции. Китай стремится занять ведущее место в международных отношениях, а инициатива ОПОП могла бы стать одним из шагов по преодолению геополитической блокады США.
Продвижение реализации инициативы ОПОП наравне с созданием «Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли», Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и фонда Шелкового пути позволят Китаю превратиться не только в «центральную страну Азии», но и в мощнейшую мировую державу. Это даст Пекину возможность расширить пространство сотрудничества, соединить региональные рынки и заполучить определяющую роль в системе коллективной безопасности всего континента и в его устойчивом развитии.
Сопряжение китайской инициативы и ЕАЭС
С точки зрения Союзного государства и других интеграционных объединений евразийского региона такая перспектива доминирования Китая в Евразии не кажется заманчивой. Сама инициатива ОПОП представляет вполне серьезную конкуренцию для товаров стран ЕАЭС. Для Беларуси Китай остается вторым торговым партнером по величине товарооборота, но для Пекина республика – не более чем транзитное государство, принимающее и развивающее китайские технологии. В этой связи необходимо задуматься о плавной интеграции проекта ОПОП в пространство ЕАЭС.
Беларусь видит перспективы в сопряжении этих проектов как возможность развития собственной и коллективной инфраструктуры, а также привлечения инвестиционных потоков из Китая. Сопряжение ЕАЭС не позволит Китаю с его мощной экономикой вытеснить другие страны на рынке евразийского региона, но простимулирует и оптимизирует инициативу, а также создаст проекты производственной кооперации.
В первую очередь ОПОП – глобальный инфраструктурный проект, который решает внутренние и внешние экономические задачи Китая. Он является идеальным вариантом для единого и всестороннего планирования внутренней и внешней политики. Благодаря инициативе происходит ускорение процесса выхода китайских компаний на внешний рынок, все больше и больше частных компаний получают возможность начать сотрудничество за рубежом. Более разносторонними стали и связи с располагающимися вдоль ОПОП странами в области медицины, образования, инвестиций и финансов. С одной стороны, ОПОП открывает Китай миру, а с другой – является частью открытой политики Китая.
Проект представляет собой средство для реализации дипломатии, которое, несомненно, окажет колоссальное влияние как на страны-партнеры, так и на страны-оппоненты. В этом ключе сопряжение китайской инициативы с другими евразийскими проектами позволит снизить влияние Пекина в регионе и даст возможность гармонизировать экономики стран-членов ЕАЭС.
В глобальном отношении ОПОП является одним из шагов к обеспечению устойчивости и экономического процветания всего евразийского региона. Здесь целесообразно упомянуть возможность сопряжения ЕАЭС и ОПОП (решение о проекте сопряжения «Пояса и пути» и ЕАЭС было принято 8 мая 2015 г.) как первого этапа строительства «Большого Евразийского партнерства». В этом ключе перспективно начать с экономического направления: создать независимые евразийские платежные системы и рейтинговые агентства с целью снижения зависимости от доллара, развивать сети зон свободной торговли, укреплять торгово-экономические альянсы и так далее. Подобного рода консолидация облегчила бы взаимодействие стран на всем евразийском пространстве, включая политическое и военно-стратегическое взаимодействие.
В условиях растущей межгосударственной конкуренции сотрудничество евразийских государств должно дополнять и стимулировать друг друга, урегулировать и избегать политизации многостороннего сотрудничества, экономического давления. Евразийскому пространству необходимо также укреплять систему коллективной безопасности, противодействовать миграционным кризисам и предупреждать международный терроризм и религиозный экстремизм. Последовательное развитие «Большого евразийского партнерства» привнесло бы много полезного в и сферах науки и образования, культуры. Концепция «Большой Евразии» предполагает постепенную и последовательную сетевизацию успешных интеграционных и инфраструктурных проектов.
Потенциал «Большой Евразии»
В стратегической сфере опорой «Большой Евразии» станут ШОС, ОДКБ, Восточноазиатский саммит, Региональный форум АСЕАН. Так, предпринимаются общие шаги к усилению взаимодействия и укреплению многостороннего сотрудничества в рамках ШОС, СНГ и ОДКБ по вопросам борьбы с терроризмом и усилению коллективной безопасности Евразии. В современных интеграционных организациях постепенно происходит структурная адаптация институциональных систем для обеспечения евразийской безопасности.
Свидетельствует о подобных изменениях совместная позиция Региональной антитеррористической структуры ШОС, Антитеррористического центра государств-участников СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. Вырабатываются общие подходы по вопросам дерадикализации и противодействия международному терроризму. Сотрудничество ШОС и ОДКБ позволит укрепить региональную стабильность, снизить приток оружия и наркотиков в границах обеих организаций, и тем самым уменьшить риски в сфере безопасности.
Китай следует ориентировать на совместное создание «Большого евразийского партнерства», исходя из тезиса «объединение усилий против общего врага», учитывая опыт экономических санкций и различного рода давления со стороны коллективного Запада, в том числе информационного. Хотя противоречия между США и Великобританией с одной стороны и Германией и Францией с другой продолжают нарастать. Противостояние между США и Китаем остается одним из системообразующих конфликтом современности, и в условиях нарастающей конфронтации России не избежать участия в американско-китайской гонке за мировое лидерство.
На фоне бесконечных экономических санкций и пропаганды антироссийских настроений российско-китайские отношения только укрепятся. В этом ключе «Большое евразийское партнерство» будет выступать как масштабный геостратегический проект, который позволит России и Китаю объединить не только военно-политические силы, но и создать блок, основанный на культурном, научном, гуманитарном и идеологическом сотрудничестве.
Для совместного и эффективного продвижения товаров Союзного государства и ЕАЭС на китайском рынке стоит ввести единые требования к производству и транспортировке товаров, принимая во внимание фитосанитарные и экологические нормы. Необходимо также усовершенствовать таможенные процедуры, создать сети зон свободной торговли, что позволит обеспечить качество и повысить конкурентоспособность продукции каждой страны на общем евразийском рынке. Для укрепления связей не нужно чинить препятствий для доступа китайских товаров к европейскому рынку. Таким образом, в рамках современных интеграционных объединений следует провести кардинальные структурные изменения в целях адаптации их деятельности к современным условиям и в будущем к концепции «Большого евразийского партнерства».
Справка «Евразия.Эксперт»:
Россия и Беларусь объединены в Союзное государство, и этот уникальный формат носит стратегический характер. Реализация 28 cоюзных программ упрощает торгово-экономическое сотрудничество двух стран и принесет республике рост ВВП на 1,8% после 2023 г. (от уровня 2021 г.) или $1,2 млрд ежегодно. Россия помогает Беларуси с поставками по своей территории белорусской продукции на рынки «Большой Евразии», например, калийных удобрений. Беларусь строит для этих целей терминал по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса. Россия выделит на это до $500 млн кредитных средств.
Не стоит также забывать и о возможностях поиска совместных решений на вызовы экологического характера, борьбы с изменениями климата, проблем массового здравоохранения, продовольственной и энергетической безопасности, миграционных процессов и других. В этом направлении ведется работа: во многих интеграционных объединениях евразийского региона выдвигалось предложение сделать Шелковый путь «зеленым, здоровым, интеллектуальным, мирным». В этом ключе инициатива китайской стороны требует адекватного сопряжения.
«Большая Евразия» также предполагает подключение и других партнеров к реализации общих интересов: Индии, Пакистана, Южной Кореи, Ирана, АСЕАН, стран Центральной Азии. Следовательно, сетевое взаимодействие, основанное на принципах инклюзивности и устойчивости, приведет к гармонии и балансу инфраструктурных, логистических, цифровых и внешнеполитических повесток стран.
***
Уже в настоящее время ни США, ни страны ЕС не способны стать альтернативой Китаю в плане торговли и инвестиций. В этом отношении перспективно сопряжение ОПОП и ЕАЭС как части архитектуры «Большой Евразии». В будущем привлечение институтов развития региона, таких как Евразийский банк развития, Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС позволят объединить усилия и создать единый конструкт, свободный от западного военного присутствия и основанный на сотрудничестве, устойчивом развитии, мире и безопасности.
Экономические и геополитические плюсы китайских инициатив, инвестиции в государства СНГ и перспективы развития инфраструктуры со странами Евросоюза пока перевешивают риски. По крайней мере, для взаимосвязанных рынков Беларуси и России. Для рынков стран СНГ, менее взаимосвязанных договорными отношениями с Союзным государством и располагающихся в географической близости к Китаю, эти инициативы несут не только инвестиции, но и потенциальное установление контроля над критической инфраструктурой. С этой точки зрения сопряжение «Большого евразийского партнерства» с евразийскими интеграционными объединениями следует рассматривать как механизм если не предотвращения, то хотя бы сдерживания возникающих рисков и потенциальных угроз.
Олег Лешенюк, директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета