Учёные Барселонского института глобального здоровья изучили зависимость смертности от среднесуточных температур. Результаты опубликованы в журнале The Lancet Planetary Health. В шестнадцати странах Европы с 1998 по 2012 год всего умерло 60 млн. человек, и 6,51% смертей (в среднем 260 тысяч в год) были вызваны холодом. На жару же за тот же период пришлось 0,65% всех смертей – в десять раз меньше, и вдобавок обнаружилось, что если к жаре привыкание возможно, то холод адаптации не допускает.
Особых энергетических проблем в те годы Европа не имела, и надо же - 260 тысяч умерших от причин, связанных с холодом! Хотя следует пояснить: замёрзшие от мороза если были, то в небольшом количестве. На деле, подмёрзшие на улицах люди умирали не от переохлаждения как такового, а просто холод повышает у человека вязкость крови, а от этого происходят «незапланированные» инфаркты и инсульты.
В старину, когда отопление было дровяное, мёрзли точно так же. Насмерть замерзали разве что бродяги и окончательные бедняки, люди же «приличные» переживали мягкие европейские зимы спокойно. Правда, вернувшись с прогулок, им иногда приходилось отогревать изящные части организмов у печей или каминов, чему остались художественные свидетельства.
Но в старину не было зависимости целых стран от объектов инфраструктуры, прежде всего, энергетических! А теперь зависимость есть, и ещё какая – эти объекты в ряде случаев реагируют на морозы чрезвычайно нервно. Например, в штате Техас (США) с 13 по 20 февраля 2021 года – всего-то одну неделю! – свирепствовал мороз, минус 20°C. Умершие были, но не очень много. По сообщению газеты «Хьюстон Хроникл», судебно-медицинские эксперты Департамента государственного здравоохранения выявили в общей сложности 194 случая смерти от переохлаждения. А сколько дополнительно скончалось от повышения «вязкости крови» и инсультов, кажется, никто и не считал.
Но важнее, что без электричества остались свыше 5 млн. человек. Полопались трубы – их в Техасе в землю сроду не закапывали, ведь в самый холодный месяц года, январь, средняя температура Хьюстона обычно на уровне +16, в Далласе +13°C. Вода из лопнувших труб заливала целые дома и, естественно, замерзала. 13 млн. человек осталось без питьевой воды. Вышли из строя очистные сооружения, пришлось устраивать пункты раздачи, и за водой там стояли огромные очереди. Закрылись магазины и прочие предприятия.
Западная Европа сегодня как нарочно подрывает как раз свою энергетику. То европейцы требуют, чтобы газ из России к ним не шёл – то вдруг пугаются, что он и не идёт. Вся эта сумятица снижает возможности производства электроэнергии. Конечно, все мы надеемся, что нынешней зимой на их долю не выпадет климатического катаклизма вроде того, что случился год назад в Техасе. Но, вообще-то, раз уж глобальная трансформация климата началась, то случиться может всякое. Надо бы им ответственнее отнестись к своему выживанию.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Тайная революция президента