Сегодня говорим о том, почему темпераментный итальянец взялся за сюжет из еврейской истории, кто позировал для красотки Юдифь и зачем в картине служанка.
Итальянский гений эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил кровавую сцену убийства. В основе сюжета - история Юдифи, молодой вдовы, убившей ассирийского военачальника Олоферна, напавшего на иудейскую землю и стремившегося обратить евреев в иную веру.
Почему Караваджо выбрал эту тему? 1599 год, когда была создана картина, - разгар контрреформации. Католическая церковь пыталась восстановить свою власть в Европе, частично потерянную в первой половине 16 века. Англия, Швеция, часть Нидерландов, Франция и Германия стали последователями Лютера, Кальвина или Цвингли и перестали признавать авторитет Папы и, главное, отказались платить налог в пользу церкви. Требовалось нечто, что могло бы убедить людей вернуться к католичеству, и для достижения этой цели использовалось все: проведение мягких церковных реформ, усиление ордена иезуитов, и, конечно, искусство. В эпоху борьбы с отступниками, история Юдифи, боровшейся за веру, приобретала особую актуальность.
Караваджо изображает не момент страсти или триумфа, но какого-то отвращения. Расстояние между телом Олоферна и самой Юдифью довольно велико: девушке явно неприятно то, что она делает, и она старается не запачкаться в крови убитого. Юдифь скромно одета, хотя другие художники изображали ее в шикарных нарядах.
Любопытно, что большинство художников изображали Юдифь уже после свершенного убийства, с отрубленной головой в руках. Караваджо, напротив, выбирает самый жестокий момент во всей этой истории: Олоферн доживает последние секунды, голова еще не отделилась от тела, но кровь уже льется. Художник решил показать момент ужаса и шока в глазах мужчины. Есть версия, что это автопортрет художника - Караваджо не боялся писать себя в самых жестоких ситуациях, его поздний автопортрет - в отрубленной голове Голиафа.
К слову, во времена Караваджо такие кровавые картины можно было наблюдать чуть ли не каждый день - жестокой была эпоха религиозных войн. Кстати, отрубание головы - форма казни, использовавшаяся только для представителей аристократии.
Согласно тексту Книги Юдифь, в момент убийства Олоферна никого другого кроме Юдифи в шатре не было, однако Караваджо добавил в картину изображение старой служанки. Сделано это было для того, чтоб подчеркнуть молодость и красоту героини, белизну ее кожи - на контрасте с довольно непривлекательным образом старухи.
Существует версия, что моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо, проститутка по имени Лена. Около 1600 года в Рим съезжалось огромное количество путешественников, паломников и служителей церкви: за год вечный город посещало около миллиона человек – колоссальная цифра по тем временам. Большинство приезжих было неженатыми мужчинами, и в Риме проституция была весьма востребованным ремеслом.
В этой картине Караваджо впервые использовал свой знаменитый прием: изображение ярко освещенных тел на темном непроницаемом фоне - что привносило небывалый драматизм выбранным сюжетам. Подобные световые эффекты принесут ему всемирную славу и огромное число подражателей, которых будут называть "караваджистами".
#караваджо #живопись #барокко #юдифь #италия #искусство #убийство #свет