Т.н. ароматницы - это не изобретение Нового времени, это то, что сопровождает Человечество всю его историю. У человека есть органы чувств, один из них ответственен за обоняние. Да, для нас это чувство не столь важно, как для собак, - теперь, после пандемии, мы все это хорошо понимаем. Я, например, когда переболел ковидом (тогда я ещё не знал, что то был ковид - подумаешь: потемпературил пару дней, да и выздоровел!), решил приготовить кофий - так, чтобы посмаковать его. В запив к банану (или банан съесть - в закусь к кофию). Взял зёрна, перемолол их, открыл крышку и сунул нос, ожидая ощутить неистовый ароматный удар свежемолотых жареных зёрен и... ничего не ощутил! Потом понюхал банан, потом куснул банан... И понял, что люди, в принципе, и без обоняния (да и без вкуса!) могут жить!
А если серьёзно... Любой человек хочет, чтобы вокруг него были запахи, которые его сознание воспринимает, как приятные или "вкусные", поэтому с незапамятных времён человек приносил в своё жилище цветы, травы, кору, палочки, источающие нежные ароматы. Так родились духи, благовония, ладан, табак, махорка (но это уже я утрирую)... Заодно оказалось, что приятные запахи могут нивелировать неприятные, которые, нет-нет, да и принесёт ветерком с ближайшего протухшего озерка или от туалета с соседнего участка...
А потом оказалось, что запахи можно долго хранить - вместе с источниками запахов - если в источниках будет минимум влаги, и если они будут плотно укупорены в тару. Очень удобно! В любой момент можно тару откупорить, взять источник запаха (в виде, допустим, щепоти душистых высушенных трав), и бросить его в любую глиняную миску. Или в любой горшок. И назвать горшок ароматницей. Вот тебе и праздничек! А в идеале хорошо бы устроить так, чтобы нужный аромат в помещение распространялся постепенно, а не в один присест. Для этого нужно сократить площадь сообщения источника приятного аромата со средой до минимума. Например, засыпать щепоть ароматной смеси в сосуд с узким горлышком. Правда, тогда вытряхивать отдавшую все запахи смесь будет неудобно. Что делать? А можно сделать так: смесь бросить в горшок, а горшок накрыть крышкой с отверстиями, размер которых и будет регулировать "выход" аромата. Во Франции такие горшки под благовония с крышками, в которых сделаны отверстия, так и назвали - pot-pourri.
Термин состоит из двух слов: pot (горшок) и pourri (увядший). Сейчас термин полностью перешёл в область музыки, но изначально так называли ароматницу. Потом это слово перекочевало и в русский язык, где с ней произошло то же самое перевоплощение.
Многие знают, что глиняная неглазурованная посуда быстро впитывает и неспешно отдаёт различные запахи. Если керамику покрыть глазурью, проблема лишь отодвинется на некоторое время, но полностью не исчезнет: за счёт остаточной влаги посуда будет "дышать" (даже при разнице температур "день-ночь"), соответственно, глазурь быстро растрескается, и проблема впитывания запахов вновь станет актуальной.
Проще обстоит дело с изделиями из металла и стекла. И конечно, фарфора!
В отличие от остальных видов керамики структура фарфора наименее пористая, содержит минимум влаги, а если фарфоровый предмет глазурован, то такая посуда (как и стеклянная) никаких посторонних запахов не впитает в принципе. Моду на ароматницы (это видно даже из названия) в Европу пришла из Франции, а пышным цветом расцвела при небезызвестной маркизе де Помпадур (фр. marquise de Pompadour), большой почитательницы фарфора, особенно Севрского. Она же фактически и положила начало одному из больших стилей в мировом искусстве - РОКОКО (или поздний БАРОККО). Также она имела особое пристрастие к розовому цвету, и один из розовых колеров (самый приторный) так и назвали, в её честь: "розовый помпадур"!
Тогда же на Севрской мануфактуре стали выпускать знаменитые ароматницы (которым, по-хорошему, надо посвятить отдельную статью, и она непременно выйдет!) в форме корабля-парусника (иногда форму называют "гондолой"). Смотрим галерею и любуемся!
Готовя статью, я вышел на сайт Севрской мануфактуры. И вот что увидел... "Вся мануфактура - в одном предмете". И этот предмет... Да, ароматница-кораблик середины XVIII-го века в колере "розовый помпадур".
Другие ароматницы Севрской мануфактуры смотрите здесь...
Но кроме Севрской мануфактуры было много, в том числе знаменитых, предприятий, где изготавливали ароматницы, не уступающие французским по эстетической составляющей. Для начала рассмотрим ароматницы Мейсена.
Теперь - Берлинская Королевская мануфактура.
А теперь перейдём к самому "сладкому", самому прекрасному, самому пафосному и интереснейшему - фарфору от ИФЗ.
Несколько ваз-ароматниц от Августа Шписа (1817-1904), работавшего на ИФЗ с 1847-го по 1897-й год. С 1853-го года А. Шпис - модельмейстер завода.
Вазы-ароматницы от английских производителей...
Ароматницы разных производителей разных эпох и стран.
Непростая получилась статья. Думал сделать её более лёгкой, но материала в результате оказалось слишком много, так что не судите строго. Если вам тяжело, не "загружайтесь" цифрами и фактами, просто посмотрите. Свои впечатления высказывайте в комментариях.
Это блог для всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, смотрите, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если считаете канал интересным - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.