Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лионель Фейнингер – «Карнавал в Аркёе» (1911 год)

Оглавление
«Карнавал в Аркёе»
«Карнавал в Аркёе»

Сын немецких иммигрантов, Лионель Фейнингер (годы жизни 1871-1956), родился в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США), но в 1887 году переехал в Германию. К 1890-ым он стал опытным карикатуристом (его серии работ «Мир Ви Вилли Винки» и «Маленькие Дети» годами публиковались во многих газетах, включая даже «Chicago Tribune»). Рисовать Фейнингер начал в 1907 году, после чего стал быстро ассоциироваться с немецкими экспрессионистами. Он преподавал в знаменитой немецкой художественной школе Баухаус до тех пор, пока в 1933 её не прикрыли нацисты. 4 года спустя он уезжает из Германии и возвращается в Соединённые Штаты Америки.

Произведение Фейнингера «Карнавал в Аркёе» важно не только своим значительным мастерством, но и тем, как оно прекрасно сочетает в себе прошлые и будущие интересы художника. Каждый год Фейнингер проводил несколько месяцев своей жизни во французском городке под названием Аркёй. Композиция, изображающая на себе знаменитый римский виадук, возвышающийся над рядом высоких узких домов, демонстрирует нам увлечение архитектурными формами, которое сохранится на протяжении всей жизни живописца.

На этом выразительном и красочном фоне Фейнингер создал сцену веселья. С вытянутыми и угловатыми телами людей, причудливыми костюмами и античным поведением, фантастические персонажи на переднем плане – как игрушечные фигурки и домики, вылепленные самим Фейнингером, уходят своими корнями в карикатуры художника, которыми он тогда всё ещё занимался.

В то время как его последующие работы сохраняют всю элегантность рисунка и острую наблюдательность, которые он развил как карикатурист, Фейнингер всё больше и больше стремился выражать универсальные и духовные идеи в насыщенных цветом размышлениях об архитектуре, пейзажах и морских сценах, для которых он теперь лучше всего подходит и наиболее известен.

Запись от интерпретатора картин Чикагского Института Искусств, 2013 год.

Это один из группы недавно обнаруженных ранних шедевров Лионеля Фейнингера (годы жизни 1871-1956), которые были брошены в то время, когда художник и его семья в 1937 году были вынуждены покинуть нацистскую Германию и перебраться на территорию Соединённых Штатов Америки. Более сорока лет эта группа примерно из пятидесяти картин так и оставалась никому неизвестной и ни для кого недоступной. Все произведения хранились в доме его друга в Восточной Германии, на попечение которого Фейнингер и оставил все свои работы. Только после длительной судебной тяжбы все картины, за исключением буквально трёх творений, были, наконец, возвращены наследникам мастера. Случилось это в 1984 году, а в 1985 они уже выставлялись на всеобщее обозрение как группа полотен.

Эта картина показывает художника достаточной зрелости и дальновидности, даже несмотря на то, что Фейнингер вплоть до 1907 года живописью серьёзно не занимался. Только тогда улучшение финансового положения позволило ему отказаться от весьма успешной карьеры карикатуриста. Местом действия данного произведения является город Аркёй, что к югу от Парижа – столицы Франции, где Фейнингер проводил по несколько месяцев в году в период с 1906 по 1912. Его величественный виадук стал частым предметом картин живописца, впервые он изобразил его в 1908 году. Его большой интерес к архитектуре, который должен был оставаться постоянным в работе Фейнингера, проявляется здесь не только в использовании виадука, но и в ярко окрашенном блоке домов на среднем плане полотна.

В то время всё это могло быть усилено его интересом к творчеству французского художника Робера Делоне (годы жизни 1885-1941), в котором архитектурные сюжеты также играют далеко не последнюю роль. Раннее восхищение Фейнингера голландским мастером Винсентом ван Гогом (годы жизни 1853-1890) кажется очевидным в сильно импастированной поверхности произведения и в использовании очень насыщенных цветов, особенно жёлтого, который в ряду домов красиво модулируется штрихами розового, зелёного и оранжевого. Также о ван Гоге напоминают оживлённые, буквально вздымающиеся контуры крыш домов, которые, в свою очередь, перекликаются со стремительным движением облаков.

На этом драматическом фоне Фейнингер развернул пёструю команду гротескных и смутно зловещих персонажей, некоторые из которых напоминают собой ранние карикатуры Фейнингера. Все эти фигуры в ярких костюмах создают поразительный контраст доминирующему жёлтому цвету общего фона. Но окончательное впечатление – это диссонанс между величием и красотой архитектуры города и напыщенной искусственностью его жителей.

Запись от Маргариты Андреотти – сотрудницы Музейных Исследований Чикагского Института Искусств, 1994 год.

__________________________________

«Карнавал в Аркёе»
«Карнавал в Аркёе»

Художник –

Лионель Фейнингер

Название –

«Карнавал в Аркёе»

Место написания –

Аркёй, Франция

Дата –

1911 год

Материал –

Масло на холсте

Размеры –

104,8 х 95,9 сантиметров

Описание –

коллекция Джозефа Уинтерботэма.