Найти тему
Антимодернизм

Каков долг христианина по отношению к государству?

Оглавление

У моей статьи «Оставаться в стороне» появился комментарий:

Что значит быть гражданином в наше время (в любое время)? И какие обязательства перед государством у христианина? Это можно как то внятно сформулировать?

На такой серьезный вопрос хочется ответить не парой фраз, а более-менее обстоятельно.

Триумфальная арка св. Константина.
Триумфальная арка св. Константина.

Основной вопрос такой: «Каков долг христианина по отношению к государству?»

Каков долг христианина по отношению к государству?

Повиновение

Обратившись к Пространному Катехизису Православной Церкви, мы обнаружим, что главный долг христианина – это повиновение, почтение к властям предержащим, то есть к верховной власти:

Рим. 13:1-2Всякая душа властем предержащим (εξουσιαις υπερεχουσαις) да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется.
Рим. 13:5Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть.
Мф. 22:21Воздадите убо кесарева кесареви, а Божие Богови.

Итак, тут речь о высшей (ὑπερέχω) власти в государстве.

Катехизис заключает о гражданском долге, распространяя на Царя и государство заповедь о почтении к родителям, так как

Государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные дети Государя и отечества.

Катехизис спрашивает:

– Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству?, –

и отвечает:

– До готовности положить за них жизнь свою (см. Ин. 15:13).

Следовательно, на земле этому повиновению нет границ.

Повиноваться следует и подчиненным властям. Катехизис их перечисляет:

  • начальствующие в училищах и наставники;
  • начальники гражданские;
  • судьи;
  • начальники военные;
  • господа (для слуг и рабов).

К этому роду начальствующих относится следующее слово Апостола:

Рим. 13:7Воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь.

Итак, первый долг – повиновение начальникам, которые заботятся о единой и истинной вере, о нерушимых границах: внешних и сословных внутри общества, охраняют личность, пекутся о благосостоянии.

Государственная дружба

Повиновением однако долг христианина не ограничивается, потому что помимо заповеди о почтении к родителям есть и заповедь о любви к ближнему. Отсюда вытекают важные понятия:

  • о республике как общем деле, где «республика» есть синоним государства независимо от формы правления;
  • о политике как государственной дружбе.

Итак, вот второй наш долг: мы должны делом участвовать в государственной дружбе, которая есть разновидность любви к ближнему. Этой дружбе нет пределов, как и повиновению, которое требовало, если нужно, умереть за царя.

Государственная дружба и республика, как общее дело, понуждают нас рассуждать о делах государственных, различать друзей от врагов, участвовать в защите государства и т.д.

В общем, можно сказать, что вопрос о гражданском долге христианина решается довольно просто, а если есть затруднения, то они возникают оттого, что государство сложно устроено. Обязанностей много и они могут противоречить одна другой, как мы видим на примере «Антигоны» Софокла.

Затруднения нашего времени

В Новое время вопрос о долге по отношению к государству и обществу решается не так просто и успешно. Теперь возникают трудности нового рода, хотя государство перестало быть сложно устроенным, стало унитарным и в нем существует полное равноправие. «Каждая кухарка должна уметь управлять государством».

Каждая кухарка должна научиться управлять государством. Плакат Макарычева и Раева. 1925 год.
Каждая кухарка должна научиться управлять государством. Плакат Макарычева и Раева. 1925 год.

Нет начальства

В России «наше» время началось со свержением православного царя в 1917 году. Больше нет властей предержащих, осталось только власти подчиненные: Макаренко в своей колонии, Иван Павлов в своей лаборатории и т.п.

После падения Удерживающего легитимной власти нет нигде. Приведем слова архиеп. Феофана Полтавского, который в 1927 г. писал о том, какую власть нужно признавать законной:

«Если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае нести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Св. Исидор Пелусиот).
Большевицкая власть, по существу своему, есть антихристианская и признавать ее Богоустановленной никоим образом нельзя.

Это касается высшей власти, но и многие подчиненные начальники сегодня не являются законными. и не являются участниками государственной дружбы. Они не друзья общества, а враги. А мы помним, что гражданский долг требует от нас отличать врагов от друзей.

Развращенное общество

Но это еще не всё.

Вторая проблема нашего времени состоит в том, что само общество является развращенным. Мы должны сохранять верность обществу, притом, что у христиан нет веских оснований быть с ним солидарными.

Пороки нашего общества

Наше общество развращенное не потому, что оно однородно плохое, а потому что разделено само в себе. В России не все плохо, но порядка больше нет. Общество находится в раздоре само с собой, в нем идет война всех против всех.

Теперь друзей общества легко спутать с врагами, и наоборот.

У нашего общества есть и, так сказать, конструктивный недостаток, симптомом которого является проблема мигрантов. Корень этой проблемы не в размерах иммиграции, а в том, что общество у нас унитарное. В нем либо все граждане, либо никто. А ведь в древних обществах не все были гражданами и равноправными.

Вывод

Итак, прежде христианам было нетрудно понять, в чем их долг по отношению к власти и обществу. Его было трудно выполнить, а понять было нетрудно.

Сегодня выполнить долг как всегда трудно, а понять уже чрезвычайно затруднительно.

У нас есть начальники, указания которых надо проверять: служат ли они общественному благу или нет. Приходится рассуждать: законно они начальствуют или они самозванцы. То есть теперь больше нельзя сказать, что гражданственность состоит в повиновении начальству, не делая уточнений.

Весь мир пришел в беспорядочное движение, и многое вдруг стало зависеть от нас, причем именно то, к чему мы, как правило, не способны. В самом деле, у кого есть столько времени, сил и знаний, чтобы рассуждать о законности многочисленных начальников, компетентно судить о друзьях и врагах общества, встречающихся нам на каждом шагу?

Законны ли приказы?

Иногда легко различить, где начальство отдает законные приказы, а где незаконные, как в случае законодательства об абортах или разводах. Иногда это требует некоторых знаний и серьезных размышлений, как в случае нашей войны на Украине.

Здесь мы рассуждаем политически, что Отечество надо защищать, потому что оно существует не в идеологической реальности, а на самом деле. Россия – объект судеб Божиих. Поэтому на войну надо идти и добровольно, и по призыву, и делать все для победы и ничего для поражения.

А тому установлению, согласно которому в России разрешены аборты, мы не повинуемся. Не имеем права подчиняться, хотя такой закон в РФ действует. Это как раз было бы не гражданственно, соглашаться с таким законом.

Итак, 1) современные христиане не всякому начальству и не во всем могут подчиняться. 2) Мы также мало в чем согласны с современным обществом.

Как же нам образовать ясное понятие о месте христианина?

Место гражданина и христианина в развращенном обществе

Здесь нам приходится вернуться к понятию о политике как государственной дружбе. Она есть общее дело, а не только начальства.

Следовательно, в традиционном или развращенном обществе христианин поступает всегда одинаково во всех обстоятельствах. Он не людям угождает, а носит в себе Божественный закон, один на все времена.

Мы прекрасно видим это на примере Новомучеников и исповедников Российских.

Из их свидетельств перед гонителями и лжебратией видно, что из нелегитимности революционной власти они не делали вывод, будто наступила новая эра, когда никакие законы не действуют.

Правила дорожного движения не перестали действовать. Законы, которые нарушают наши сограждане, для нас по-прежнему обязательны. Значит, и при демократии мы можем оставаться монархистами.

Монархизм

При любом строе мы поступаем так, как будто у нас есть Царь, читаем те же молитвы Святому Кресту с упоминанием о царях.

Но не иллюзия ли это? Не самообман ли?

Вовсе нет. Христиане поступают как рабы Божии, а Божественная власть вездесуща и неизменна.

Св. Иоанн (Максимович) спрашивал:

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?

Свт. Иоанн отвечал:

Св. Иоанн Шанхайский. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?При возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя. Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.

Христиане – наилучшие граждане

Несмотря на все оговорки про новую власть и развращенное общество, христиан все-таки можно считать лучшими гражданами.

Они находятся в мире с Богом.

Они не находятся в раздоре сами с собой, а такой раздор есть первопричина раздора в обществе.

Они друзья всех друзей общества. И они враги всех врагов общественного порядка, как нормы, заложенной Богом в политическую природу человека.

Мы не поклонники силы. Христиане не подвержены культу успеха. Например, они поддерживают спецоперацию на Украине не только, когда она идет успешно, но и когда она терпит большие неудачи.

У нас нет идеологий, этих прикрытий реальности. Мы видим вещи, неприкрашенными, каковы они есть.

И мы видим подделки под государственную дружбу, которые предлагают идеологии, каждая – свою подделку.

Наше повиновение властям не переходит в компромиссы потому что новое государство преследует или по меньшей мере пренебрегает нами. В этом пренебрежении, кстати, нет злого умысла. Государство могло бы поддержать истинных христиан, но они для него невидимы. У них нет внешних признаков.

У нас нет оснований быть гражданами

У христиан нет оснований быть гражданином.

Смотрите сами. Гражданин уважаем в обществе, занимает соответствующее его добродетелям положение, имеет хорошую зарплату и имущество. Все признают его достоинства. Его никто не смеет оскорблять, он защищен.

У современного христианина ничего такого нет. В нынешнем обществе он не уважаем. Высокий статус в обществе для него невозможен или случаен. Планомерно добиться успеха он не может: его не устраивает цена успеха.

Нас поддерживает религиозный и гражданский долг

Итак, христиане являются образцовыми гражданами, не имея для этого никаких оснований, кроме заповеди и долга, не из привязанности, а по чистой любви, которая не требует взаимности.

Христианин повинуется по заповеди и по гражданскому долгу ради общественного блага. Гражданский долг подтверждает нашу заповедь и проливает свет на то, кто такой гражданин.

Гражданин – это государство

Белоэмигранты говорили, что унесли Россию в сердце. Правильно! Свт. Серафим (Соболев), свт. Феофан Полтавский, царица Мария Феодоровна были Россией, потому что понимали, что такое долг, в том числе гражданский.

Каждый гражданин это уже государство в миниатюре.

Душа христианина, душа гражданина – она непоколебима.

У наилучшего гражданина нет оснований кроме долга, но это основание непоколебимо. Его никто не может лишить этого основания, потому что оно даже не его.

Государство может потерпеть крушение, он все равно будет гражданином, так как гражданин – это государство.

Последняя крепость в этом мире – это душа, если в ней царит порядок. Ее нельзя ничем раздавить, никаким подкованными сапогом, потому что ни на чем мирском она не основана. В ней нет ничего видимого, а только невидимое.

Поэтому христиане наилучшие граждане. Должны ими быть. Таковы ли они сейчас на самом деле – это вопрос. Каждый может задать его себе.

В заключение скажу, что все сказанное можно без ущерба перенести на Церковь, на нынешнюю церковную власть и церковный народ.

Роман Вершилло

Помочь сайту

Сбербанк
5336 6902 5542 7116
Yoomoney
41001410883310
Мегафон
+7 (925) 404-44-38