В 988 году князь Владимир принял решение, значение которого трудно переоценить. Сколько войн было, сколько крови пролито, сколько трудов написано и деяний совершено ради неё – православной веры. Выбор, который навсегда отделил нас от Европы, утопающей в своих грехах и отколовшуюся от истинного христианства. По крайней мере так нам вещают разного калибра государственные пропагандисты, скрывая под таким вот низкопробным идеализмом стремление тех или иных правящих группировок внутри разных государств расширить свою зону влияния.
Среди пропагандистов, так выгодных современной власти, по этому вопросу выделяется Владимир Познер. Он как-то заявил, что выбор православия для Руси является «трагедией», и лучше бы князь Владимир сделал выбор в пользу католичества. Специально для господина Познера и других исторических идеалистов, которые представляют себе все мировые процессы результатом действий отдельных личностей, написана эта статья.
Для понимания этого выбора стоит задаться вопросом – а зачем вообще понадобилось выбирать? Жили как-то и без христианства, были свои верования, к чему такая надобность? Для ответа на этот вопрос стоит понять форму мышления человека того времени.
Для жителя нашей планеты 10 века познание мира происходило посредством трёх составляющих: субъект, объект, бог. Такую систему называют премодерн. Из-за малого количества достоверных знаний об окружающем мире человеческое мышление ищет знания через связь себя и этого мира с богом. Для психики очень дискомфортно, когда действительность за пределами сознания хаотична. Угрозой становится любое непонятное и неизведанное, чего в Средневековье предостаточно.
Поэтому социум в целом и человек в частности ищут спасения и какой-либо системы в религиозных формах мышления. Они накрепко свяжут индивида с миром, ведь и его и этот самый мир создал бог. Как именно и для каких целей - варьируется от религии к религии. Главное, что человек принимает определённый, готовый трафарет мышления, в котором уже расставлены акценты о том, что такое хорошо и плохо, кто друг и кто враг и как воздействовать на мир с той или иной целью.
Соответственно, встречая единоверца, человек может сразу понять, что он обладатель того же типа мышления. Их представления о добре и зле сходятся, а значит можно выстраивать общение и вести совместную деятельность. Религия становится островком покоя в океане неопределённости и страха. Своего рода меткой, встретив носителя которой человек может чувствовать себя в относительной безопасности.
На Руси же 10 века царила религиозная раздробленность. Множество племён верили в свои пантеоны богов, которые формировались под воздействием окружающей действительности. Оттого эффективно объединить их для той или иной задачи политическим элитам было крайне сложно. В то время понятие «нация» ещё не так сильно влияло на мироощущение, чем столетиями позже. Даже если человек имеет другой разрез глаз или цвет кожи, но при этом исповедует ту же религию, что и мы – он наш друг, в то время как даже если похожий на нас поклоняется другим богам, он потенциальный враг. Именно так рассуждало подавляющее большинство людей.
Князьям же нужно было ковать из разрозненных племён единое государство, как для защиты, так и для нападений. Поэтому Владимиру и пришлось подвести под единый стандарт вероисповедания на подконтрольных территориях. И тут у князя был богатый выбор, ведь к нему пришло немало религиозных миссионеров.
Летописи говорят о приходе ко двору Владимира католиков, мусульман, иудеев, православных и представителей прочих конфессий. Касательно причин выбора православной веры ходит множество толкований. Естественно, основной идеологический корпус текстов на этот счёт был составлен именно представителями православной церкви, как победившей на территории России религиозной силы. Ей необходимо было обосновать правильность выбора князя с чисто идеалистической стороны, чтобы потом распространить это в массы и сделать религию удобным инструментом в руках правящих классов на протяжении сотен лет.
Однако самого князя, вероятно, больше заботила прагматическая сторона вопроса. Это видно по толкованию его беседы с хазарами из «Повести временных лет»:
«– Христиане веруют в того, кого мы распяли, – говорили они, – а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова. Законы наши просты и необременительны: обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу.
– Где же находится ваша земля? – заинтересовался Владимир.
Евреи приумолкли. Князь ещё раз повторил свой вопрос.
– Разгневался Бог на наших отцов и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам, – ответили послы.
Владимир пришёл в недоумение.
– Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или вы хотите, чтобы и мы потеряли свои земли?»
Эта летопись написана много позже описываемых событий и представляла их в полумифическом свете, однако тут прослеживается чистый материализм в мыслях Владимира. Под боком с княжеством его не было сильного иудейского государства. Хазарский каганат к тому времени уже де-факто прекратил своё существование. Оттого и союзника в его лице Владимир найти не мог.
Если для обычного человека религия – способ отделить своего от чужого на индивидуальном уровне, то для политика вопрос стоит масштабный. Выбор религии определял, какие государства, исповедующие ту же религию, могут стать союзниками для твоей земли, с кем можно наладить торговлю и дипломатические связи. Крупная православная держава тогда была одна, но зато какая – Византийская империя. О ней славяне знали хорошо хотя бы потому, что уже давно ходили по пути «из варяг в греки», который приводил именно в торговые города Византии.
Богатый и сильный южный сосед, с которым к тому же уже были связи раньше - идеальный партнёр по разным направлениям. Мусульманские страны далеко, иудейские под боком уже разбиты, католические же не впечатляют. Европа на тот момент была сильно раздроблена и погрязла во внутренних конфликтах, потому и присоединяться к её культурному полю было невыгодно. Рассвет Европы пришёлся на времена Крестовых походов, до которых оставалось ещё почти 100 лет. Делая свой выбор, Владимир исходил из текущей политической и экономической ситуации, желая заиметь сильного союзника на годы вперёд.
Поэтому слова господина Познера пропитаны инфантилизмом, который совсем не к лицу такому пожилому человеку. Князь Владимир не мог знать, что в 1453 году Константинополь падёт под саблями турков. Он делал выбор на десятилетия, а не столетия вперёд. Попытка представить его выбор сакральным, отделяющим нас по сущности и духу от Запада – удобная манипуляция для внутренней пропаганды, ведь в корне наш путь мало чем отличается от западного. Любые попытки обосновать нашу извечную почти метафизическую инаковость от какого-либо другого общества – грязная уловка в целях использовать нашу силу и энергию в интересах правящего класса. Все мы люди одинаковы, проходили одни и те же этапы становления обществ, по одним лекалам развивались от пещерных людей до полёта в космос. Никакого «извечного противостояния» на почве религии, крови, культуры или других элементов надстройки попросту нет. Все причины в экономических интересах правящих классов, которые сталкивают лбами братьев по всему миру в угоду своим интересам.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #православие #история