Третий роман Дианы Сеттерфилд не похож на её предыдущие произведения – писательница продолжает удивлять. Мне лично с самых первых строк пришло в голову сравнение с последним диккенсовским романом «Наш общий друг». Такой же неспешный стиль повествования, такое же филигранное отношение к слову (огромный респект переводчику Василию Дорогокупле – он перевёл все три романа Сеттерфилд, и перевёл превосходно), тот же главный герой – река Темза, только у Диккенса она лондонская, грязная, а у Сеттерфилд – ещё юная, неширокая, чистая и холодная, быстрая и коварная.
Я бы отнесла роман к жанру магического реализма, поскольку вся жизнь британской провинции 19 века описана абсолютно реалистично, и лишь главная героиня – не река, а девочка, появившаяся из реки – мистична.
Что касается прочих героев, то они предстают перед нами как живые – каждый со своим характером, со своей предысторией, со своими проблемами и потерями. Тема потерь, наряду с темой реки как символа жизни, кажется мне второй главной темой романа. Кто-то из героев потерял дочь, кто-то внучку, кто-то сестру, и никто из них не может смириться с этой потерей, принять её, отпустить и жить дальше. Поэтому, когда зимним вечером в дверь старого трактира «Лебедь» вваливается полуживой незнакомец с бездыханной девочкой на руках, находится сразу несколько человек, которые хотели бы признать ребёнка своим, несмотря на вполне определённые несостыковки и противоречия.
Сюжет романа раскручивается очень неспешно, перемежаясь с ответвлениями и отступлениями, которые порой кажутся надуманными, но на самом деле это не так. Если Диана Сеттерфилд пишет о фотографе Генри Донте, который и принёс девочку в трактир, то можете не сомневаться, - она изучила процесс фотографии, каким он был в то время. Если автор пишет о практикующей медсестре Рите, которая оказала первую помощь и Донту, и девочке, то можно быть уверенными в том, что именно так и оказывалась тогда медицинская помощь. А ещё Диане пришлось углубиться в подробности самогоноварения, в истории о чудесном воскрешении утопленников, в изучение паводков на Темзе, в некоторые юридические аспекты жизни Британии, то есть каждое слово, каждое утверждение, каждый эпизод книги имеет под собой научное обоснование.
И только легенда о Молчуне, спасающем утопающих и перевозящем их кого на реальный берег, а кого и на другую сторону жизни, напоминает нам о мистической составляющей романа.
Река Темза, на мой взгляд, символизирует в романе саму жизнь. И недаром герои произведения постепенно приходят к выводу, что в трудных жизненных ситуациях надо положиться на естественный ход событий. Говоря иными словами, когда они пытались плыть против течения жизни, не желая признавать свершившиеся факты, они попадали в тупик или же откровенно тонули. И лишь осознание своих ошибок, просчётов, лишь прямой и трезвый взгляд на жизнь помог каждому из героев выкарабкаться из тупика и плыть по реке жизни дальше, очистившись в её холодных водах.
Ранее этот материал был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/1DD846280F7100A4.html
#литература_англии
#сеттерфилд_диана