Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когда бить тревогу или как понять, что ребенок развивается правильно

Как родителю понять, развивается ли ребенок правильно или пора бить тревогу?

Я считаю, что важно не медлить, не ждать трех лет, пяти лет, школы, а вовремя обращаться за консультацией к специалисту, если Вы замечаете какие-то особенности поведения ребенка или более медленные темпы развития по сравнению со сверстниками:

  • в речевом развитии (не говорит или говорит мало, не понимает или не всегда «слышит» взрослого),
  • в моторном развитии (излишне активен или наоборот медлителен, неуклюж, не любит подвижные игры и площадки, есть сложности освоения велосипеда, одевания и пр.),
  • в эмоциональном развитии (испытывает сложности во взаимодействии с детьми и взрослыми, эмоционально нестабилен),
  • в интеллектуальном развитии.

Я постаралась составить чек-лист, обозначить некоторые тревожные сигналы в том или ином возрасте, с которыми родителю следовало бы обратиться за консультацией к нейропсихологу, дефектологу, логопеду.

Если ребенок к возрасту 1,5 лет:

  • Не узнает знакомых людей;
  • Не стремится брать и исследовать предметы, которые находятся в доступе;
  • Не играет в игры по очереди из серии «Ку-ку»;
  • Не показывает пальцем (отсутствует указательный жест);
  • Не учится простым жестам из серии мотания головой («Нет») или махания рукой («Пока»);
  • Не говорит и даже не пытается;
  • Утрачивает навыки, которые имел.

Если ребенок к 3 годам:

  • Не повторяет за другими (нет имитации);
  • Не строит фразы или не говорит совсем;
  • Не умеет просить;
  • Испытывает бытовые трудности, не умеет пользоваться ложкой, расческой и пр.;
  • Не выполняет простые просьбы, инструкции;
  • Не играет понарошку, в сюжетные игры;
  • Не имеет чувства опасности (выбегает на дорогу, залезает высоко);
  • Утрачивает навыки, которые имел.

Если ребенок младшего дошкольного возраста (к 5 годам):

  • Не имеет сюжета в игре;
  • Вспыльчивый, плаксивый, импульсивное поведение по любому незначительному поводу;
  • Не может сосредоточиться на чем-то 5-10 минут, на все отвлекается;
  • Не определился с ведущей рукой;
  • Не любит конструировать, собирать паззлы.

Если ребенок старшего дошкольного возраста (5,5-6,7 лет, к первому классу):

  • Не проявляет интерес к изучению букв, цифр;
  • Не проявляет интерес к тому или иному виду творчества, спорта и пр.;
  • Неловок, неуклюж, сложно сидеть ровно за столом;
  • С трудом сам одевается, неряшлив;
  • Не любит рисовать;
  • Не может заниматься одним видом деятельности 15 минут.

Если первоклассник:

  • Не прибавляет в росте, теряет в весе;
  • Намного чаще и/или сильнее болеет, чем до школы;
  • Спит меньше нормы или меньше, чем до школы;
  • Отказывается ходить в школу;
  • Постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

Если школьник:

  • Испытывает трудности обучения;
  • Тратит на уроки слишком много времени;
  • Делает глупые ошибки;
  • Регулярно зеркалит буквы;
  • Неопрятно ведет тетради, скачет почерк;
  • Получает то пятерки, то двойки;
  • Не хочет учиться.

Уважаемые родители, держите руку на пульсе!

Коллеги, буду рада Вашим комментариям и дополнениям.

Автор: Шептура Анна Владимировна
Психолог, Нейропсихолог Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru