Как родителю понять, развивается ли ребенок правильно или пора бить тревогу?
Я считаю, что важно не медлить, не ждать трех лет, пяти лет, школы, а вовремя обращаться за консультацией к специалисту, если Вы замечаете какие-то особенности поведения ребенка или более медленные темпы развития по сравнению со сверстниками:
- в речевом развитии (не говорит или говорит мало, не понимает или не всегда «слышит» взрослого),
- в моторном развитии (излишне активен или наоборот медлителен, неуклюж, не любит подвижные игры и площадки, есть сложности освоения велосипеда, одевания и пр.),
- в эмоциональном развитии (испытывает сложности во взаимодействии с детьми и взрослыми, эмоционально нестабилен),
- в интеллектуальном развитии.
Я постаралась составить чек-лист, обозначить некоторые тревожные сигналы в том или ином возрасте, с которыми родителю следовало бы обратиться за консультацией к нейропсихологу, дефектологу, логопеду.
Если ребенок к возрасту 1,5 лет:
- Не узнает знакомых людей;
- Не стремится брать и исследовать предметы, которые находятся в доступе;
- Не играет в игры по очереди из серии «Ку-ку»;
- Не показывает пальцем (отсутствует указательный жест);
- Не учится простым жестам из серии мотания головой («Нет») или махания рукой («Пока»);
- Не говорит и даже не пытается;
- Утрачивает навыки, которые имел.
Если ребенок к 3 годам:
- Не повторяет за другими (нет имитации);
- Не строит фразы или не говорит совсем;
- Не умеет просить;
- Испытывает бытовые трудности, не умеет пользоваться ложкой, расческой и пр.;
- Не выполняет простые просьбы, инструкции;
- Не играет понарошку, в сюжетные игры;
- Не имеет чувства опасности (выбегает на дорогу, залезает высоко);
- Утрачивает навыки, которые имел.
Если ребенок младшего дошкольного возраста (к 5 годам):
- Не имеет сюжета в игре;
- Вспыльчивый, плаксивый, импульсивное поведение по любому незначительному поводу;
- Не может сосредоточиться на чем-то 5-10 минут, на все отвлекается;
- Не определился с ведущей рукой;
- Не любит конструировать, собирать паззлы.
Если ребенок старшего дошкольного возраста (5,5-6,7 лет, к первому классу):
- Не проявляет интерес к изучению букв, цифр;
- Не проявляет интерес к тому или иному виду творчества, спорта и пр.;
- Неловок, неуклюж, сложно сидеть ровно за столом;
- С трудом сам одевается, неряшлив;
- Не любит рисовать;
- Не может заниматься одним видом деятельности 15 минут.
Если первоклассник:
- Не прибавляет в росте, теряет в весе;
- Намного чаще и/или сильнее болеет, чем до школы;
- Спит меньше нормы или меньше, чем до школы;
- Отказывается ходить в школу;
- Постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
Если школьник:
- Испытывает трудности обучения;
- Тратит на уроки слишком много времени;
- Делает глупые ошибки;
- Регулярно зеркалит буквы;
- Неопрятно ведет тетради, скачет почерк;
- Получает то пятерки, то двойки;
- Не хочет учиться.
Уважаемые родители, держите руку на пульсе!
Коллеги, буду рада Вашим комментариям и дополнениям.
Автор: Шептура Анна Владимировна
Психолог, Нейропсихолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru