В начале сентября 2022-го президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству относительно реализации нескольких проектов, направленных на развитие инфраструктуры в ряде регионов страны.
Речь в частности идет о строительстве четырех мостов в период до 2028 года — в Ярославле, Томске, Рязанской и Кировской областях. Что касается последней, то возведение подобного объекта запланировано в городе Кирово-Чепецк — новое капитальное сооружение через водную преграду должно заменить ненадежный наплавной мост, который по ряду причин периодически закрывается, что доставляет немало проблем.
Разговоры идут давно...
Будущий переход станет частью дороги, проходящей через микрорайон Каринторф в направлении Слободского. Как неоднократно отмечалось, ее появление не только облегчит жизнь автомобилистам, но и поспособствует развитию местных предприятий. Разговоры об этом идут давно. Еще в 2016-м обещали, что через пять лет новое сооружение введут в эксплуатацию. Но не сложилось. Два года назад сообщалось, что мост начнут строить в 2021-м, позже сроки перенесли на год вперед.
Однако еще в мае текущего, после обсуждения в Законодательном собрании дорожных инициатив, где в первую очередь говорили о западном обходе Кирова, про объект через реку Чепцу даже не вспоминали, из чего некоторые наблюдатели сделали вывод, что про него можно забыть на долгое время. Тем не менее из распоряжения, данного главой государства кабинету министров, видно, что вопрос не снят с повестки дня и в скором времени должны приступить к реализации проекта.
Стоимость строительства моста с двумя полосами движения протяженностью чуть больше 300 м (с подходами — около 3 км) составит 2,2 млрд руб. В прошлом году Главгосэкспертиза РФ выдала положительно заключение после проверки проектно-сметной документации.
Третий мост через Томь – долгожданный проект
Также в поручении президента значится третий мост через Томь, строительство которого в июне 2022-го оценили в 15-20 млрд руб. При этом отмечалось, что процесс проектирования (около 600 млн руб.) и непосредственно возведения объекта в общей сложности займет порядка семи лет.
Томичи ждут этого сооружения уже не один год — предварительная проектно-сметная документация по нему была подготовлена еще десять лет назад. А впервые мост появился в плане города аж в 1968-м. Сегодня с ремонтом одного из двух действующих мостов (Коммунального) горожане особенно ощутили необходимость в новой дороге. К тому же потребность в ней возрастает и в связи с застройкой левобережья. И если еще несколько месяцев назад по этому поводу была неопределенность (все упирается в финансы), то теперь есть реальная надежда на возведение объекта к концу десятилетия.
Новая дорога через Оку, которой рады не все
Указан в документе и мостовой переход через Оку в районе Рязани, проект которого был опубликован в декабре 2021-го. Согласно предварительным данным, переход планируют построить от Центральной улицы села Дядьково до Дубровичей. Он станет по сути дублером действующей конструкции, соединяющей два берега реки чуть западнее и являющейся частью Солотчинского шоссе. Мост соединит трассу Рязань – Спасск и дорогу от М-5 «Урал» до Дядьково.
Правда, жители последнего не очень-то рады такой перспективе и переживают, что с появлением нового объекта существенно увеличится поток машин, что негативно отразится на экологии и в целом жизни населенного пункта. Поэтому предлагается рассмотреть маршрут в обход.
Интересно, что еще в августе в региональном Минтрансе сообщили, что строительство моста в ближайшие пару лет точно не планируется. Поэтому переживания преждевременны. В то же время глава ведомства Вадим Решетник, подчеркнул, что объект крайне необходим, а проблема загруженности улиц в селе будет решена посредством их реконструкции. Предварительно стоимость реализации проекта оценивается в 12 млрд руб.
Мост, без которого невозможно развитие региона
Еще одно сооружение подобного типа, о котором говорится в поручении — третий, так называемый Южный мост, в Ярославле, без которого, по словам местных властей, невозможно представить дальнейшее развитие региона. Действующая инфраструктура (Октябрьский и Юбилейный мосты) не выдерживает нагрузки, поэтому проект имеет особое значение.
Этот объект появился в генплане города в 2006-м. Построить его обещали к 2014 году — предполагалось, что это будет вантовый мост с четырьмя полосами движения. Но время шло, а дело с мертвой точки не двигалось. В 2013-м было объявлено, что в ближайшее время ждать начала работ не стоит, так как тема финансирования остается открытой.
И вот, спустя девять лет, перспективы появления новой автомобильной дороги через Волгу стали наиболее реальными. По словам губернатора Ярославской области Михаила Евраева, который и обратился к Путину с просьбой оказать содействие в этом вопросе, к строительству приступят во второй половине 2023-го.
Стоимость работ составит около 18 млрд руб. Возведение нового моста (1,3 км), который соединит Фрунзенский и Заволжский районы Ярославля, подразумевается в рамках более крупной инициативы — строительства Карабулинской развязки протяженностью 8 км в обход центра города. Ее проект в свое время был детально разработан, однако прежняя документация уже устарела.
По всем названным объектам до 1 октября 2022-го кабмин в сотрудничестве с региональными властями должен определить источники финансирования проектов и рассмотреть возможность выделения из федеральной казны дополнительных бюджетных ассигнований и предоставления соответствующих инфраструктурных кредитов.