- «Прочла слова преподобного Ефимия. Два брата в обители св. Ефимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерения, преп. Ефимий призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: ʺНе следует слушать мысли, вселяющие печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя на другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодовʺ. И вот вопрос: относится ли это только к иноческой жизни или к мирской тоже? Желание сменить работу, дом и так далее?»
И да, и нет. Конечно, это относится и к мирской жизни. В каком смысле? А в том смысле, что не место красит человека, а человек место. И не место спасает человека, а сам человек своими поступками в той или иной ситуации. Ты всегда должен оставаться человеком в любой ситуации. Это главное, мне кажется, в словах св. Ефимия: «…доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою». Поэтому для инока, может быть, действительно следует твердо противостоять искушению сменить место. Там такие искушения могут быть! И очень сильные!
Но в случае с мирской жизнью дело обстоит несколько иначе. Дело в том, что мирская жизнь иная. Иноческая жизнь ― это путь к Богу, монашеский путь. А мирской путь ― это путь к тому же Богу, но совсем другой. На этом пути себя нужно вести по-другому. Сменить работу, найти лучшие условия для себя, более выгодную зарплату, поближе к месту жительства ― это абсолютно нормально. И никаких нравственных последствий это не влечет. Поэтому если христианин в год меняет одно место работы или даже два, но, читая слова св. Ефимия, начинает смущаться, то мне кажется, он не о том думает. Дело в том, что он меняет место работы, но не меняет себя. А монах, уходящий из одного монастыря в другой, меняет себя. Монастырь для него не место работы.
У монаха в монастыре могут быть разные работы, разные послушания. Он может подметать двор, печь просфоры, работать на огороде, пасти скотину и т.д. Он выполняет разную работу, но находится в этом же монастыре. Так и здесь: у христианина-мирянина семья не меняется, но он может сменить одно место работы, второе, третье. Поэтому, пожалуйста, если есть возможность сменить работу, есть желание где-то повыгодней для себя что-то найти, поинтереснее, то действуйте.
Во фразе «дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов» речь идет про плоды духовные, которые Вы не на работе производите, а вообще в своей жизни делаете.
Вот, кстати, один из примеров того, что нельзя просто бездумно переносить какие-то нравственные поучения монашеской жизни на жизнь мирскую и поучения древней жизни на жизнь современную. И то, что Вы задаете этот вопрос, хорошо. Это означает, что Вы об этом задумываетесь и хотите найти ответ. Это очень правильно.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.