Кто такие «пацанчики»? Какие жизненные драмы скрываются за известными картинами? Что за мосты соединяют классическое и современное искусство? Чем так прекрасен нос Рембрандта и почему Пикассо в серии картин по мотивам «Менин» Веласкеса заменил флегматичную борзую на беспечную таксу? Представляем шесть книг, которые в ненавязчивой и увлекательной манере рассказывают об искусстве.
*******
Настя Четверикова. Искусство для пацанчиков : по полочкам
Настя Четверикова - культуролог, музыковед, журналист, лектор «Прямой речи», педагог МГПУ. Во введении автор объясняет:
«Пацанчиками я называю всех вне зависимости от гендера или рода занятий. Пацанчики – это мы с вами, те, кто давно мечтал прочесть об искусстве простым языком без заумных фраз и искусствоведческой нуднятины».
Книга родилась из одноименного подкаста, но перед нами не просто расшифровка выпусков: кроме текста здесь имеются разнообразные дополнительные материалы с QR-кодами на фильмы, сериалы, музыку и иллюстрации, которые помогут быть в теме.
Каждая глава написана в форме остроумного расследования. Так, в духе детектива рассказана история знаменитой Венеры Милосской. Легенда гласит, что однажды известный греческий скульптор Пракситель изваял вместо одной заказанной статуи Афродиты две: одну одетую, другую обнаженную. Заказчики согласились забрать только «приличную», а из-за обнаженной богини разразился в Афинах громкий скандал. Скульптора обвинили в безбожии, судили, но Пракситель смог оправдаться. Что же было потом? «Одетая» скульптура канула в лету, а обнаженная статуя распространилась во множестве копий и стала одной из прародительниц знаменитой Венеры. А вот почему она названа Милосской, были ли у нее руки и как она оказалась в Лувре, узнаете, прочитав книгу «Искусство для пацанчиков. По полочкам».
Для кого: для «пацанчиков», независимо от пола, возраста и места проживания.
Книга в библиотеке: Настя Четверикова. Искусство для пацанчиков : по полочкам / Анастасия Четверикова. - Москва : АСТ : Времена, 2021. - 255, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 22 см. - (История и наука Рунета. Лекции).
Инв. номер: 2431602-КХ
Мария Санти. О любви и деньгах : история искусства за чашкой кофе
Мария Санти – искусствовед, преподаватель, известна как создательница популярной в Фейсбуке группы «Proискусство». Свою книгу, посвященную истории искусства, она решила написать «шиворот-навыворот»: повествование ведется от современности к Древнему миру, а упор сделан не на анализ шедевров, а на рассказ о личной жизни художников и их моделей. Вот вам три пикантные истории для затравки.
Знали ли вы, что бывшая жена Пабло Пикассо, балерина Ольга Хохлова (остававшаяся законной до самой своей смерти), преследуя мужа, подкидывала ему репродукции автопортретов Рембрандта с подписью «Ты никогда не станешь великим, как он»?
А Поль Сезанн, оказывается, запрещал своим моделям двигаться во время работы, не делал исключения и для жен друзей. Однажды мадам Золя (которую французский писатель в свое время отбил у Сезанна), отвечая на чьи-то слова, ненароком дернулась. Тут Сезанн рассвирепел и в гневе сломал кисть и изодрал в клочья холст. Но поссорились Сезанн с Золя не поэтому.
А что мы знаем о египетской царице Нефертити? Сейчас она считается эталоном женской красоты. Однако если внимательно рассмотреть знаменитый бюст (Новый музей, Берлин), можно заметить следы дряблости на шее, складки возле носа, рта. Судя по всему, царица выступала за «бодипозитив» (хотя совсем без «фотошопа» не обошлось: рентген показал, что были подкорректированы губы и подбородок) и вряд ли могла предположить, что через 3,5 тысячи лет ее, жестокую, властную правительницу, нелюбимую жену фараона, будут считать одной из самых красивых женщин в истории.
На вопрос, зачем нам знать все эти подробности, автор отвечает:
«Да, можно просто любоваться игрой света, переливами красок, фигурами богинь и гиперреалистическими драпировками. Но интереснее анализировать, сопоставлять, знакомиться с историческими документами и воспоминаниями современников художника, чтобы обнажить то, что скрывается за всемирно знаменитой картиной. <…> В этой книге я постаралась показать, что индивидуальность художника является чуть ли ни самой интересной стороной изучения его работ».
В конце книги даны полезные советы о том, как ходить в музеи (самый важный: носите удобную обувь!) и как изучать искусство самостоятельно («сколько ни слушай Пиотровского, в музей сходить придётся»).
Для кого: для тех, кто любит пить кофе и читать занимательные истории из жизни знаменитостей.
Книга в библиотеке: Мария Санти. О любви и деньгах : история искусства за чашкой кофе / Мария Санти. - Москва : Бомбора™ : Эксмо, 2021. - 221, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл. ; 23 см. - (Искусство с блогерами).
Инв. номер: 2427748-КХ
Паола Волкова. Полная история искусства
Паола Волкова - советский и российский искусствовед, историк культуры, преподаватель, автор и ведущая 18-серийного документального телесериала «Мост над бездной» о шедеврах изобразительного искусства на телеканале «Культура» (2011-2013 гг.). На основе этого уникального телевизионного цикла лекций были позже изданы 5 книг (известные также под названием «Мост над бездной»). В настоящем издании в одном томе собраны три из них: «Комментарий к Античности», «Мистики и гуманисты», «Импрессионисты и XX век».
Названия глав кажутся пугающе заумными, но поверьте, эта книга, необыкновенно легко написанная (а скорее, рассказанная), может стать лучшим «проводником» в мир искусства. Представьте, что вы приехали из деревни и вас безо всяких приготовлений и обучения в пансионах сразу ввели в высшее общество – и вы внезапно оказались в гуще событий, чуть ли не в салоне Анны Павловны Шерер. При этом никто не дает вам понять, что вы тут лишний, потому что не знаете, кто такой Сандро Боттичелли, и никогда не читали Томаса Манна. Однако «Мастера и Маргариту» М. Булгакова вы наверняка читали. Помните, там есть эпизод, когда люди хором поют «Священный Байкал», их потом пришлось даже увозить в лечебницу – никак не могли сами остановиться? Так вот, в «Корабле дураков» Иеронима Босха тоже поют. Почему? А вот это уже повод для размышления о времени, о людях, которые, занимаясь совместным пением (и не только пением), не замечают, что корабль давно стоит.
Такие смысловые мосты автор проводит через все эпохи, от одного произведения искусства к другому, следить за этими мостами необыкновенно интересно: иногда они кажутся парадоксальными (как мост от Стоунхенджа к шекспировскому «Глобусу» или от критских лабиринтов к испанской корриде), иногда - философски обоснованными (такова связь Гомера с Мандельштамом и Бродским или мост между «Меланхолией» А. Дюрера и «Доктором Фаустусом» Т. Манна). Один из самых интересных сюжетов в этой книге – это мост, проложенный от Рафаэля Санти к художнику Александру Иванову, а от него - к Ф. М. Достоевскому.
Тексты в этой книге можно лишь с натяжкой назвать лекциями, скорее, это эссе, в которых главное – приглашение к размышлению о тайне искусства, о художнике и времени. Сама Паола Волкова любила слово «комментарий». Она говорила:
«Я полагаю, что вся та история культуры, которую мы знаем, – это непрерывная история комментария. Мы комментируем Античность до сих пор. ХХ век – это век комментария. Это – мост через бездну. Это – эхо, отголоски, отклики. Мы переговариваемся с нашим прошлым. Это необходимо нам как память, потому что память – это главное. Благодаря этому бесконечному комментарию с мировой художественной культурой мы имеем психологическое, интеллектуальное и душевное богатство».
Для кого: книга будет интересна и тем, кто в Эрмитаже трепетал, и тем, кто там скучал, и тем, кто Эрмитаж обходил стороной.
Книга в библиотеке: Паола Волкова. Полная история искусства : курс лекций / Паола Волкова. - Москва : АСТ, 2021. - 512 с., [15] л. ил. : ил., цв. ил.; 22 см. - (Наследники эпох). Инв. номер: 2430111-КХ
Келли Гровье. Искусство с 1989 года
Признайтесь, кто из вас любит, знает и понимает современное искусство? Если и найдутся такие, то единицы. На самом деле многие, скорее всего, в тайне мечтают поближе познакомиться с этим таинственным и притягательным монстром, зовущимся современным искусством, но не знают, как к нему подступиться. Книга американского историка искусства, художественного критика и поэта Келли Гровье «Искусство с 1989 года» написана как раз для нас с вами: это доступно написанный, хорошо откомментированный справочник по новейшему искусству. С одной стороны, здесь показаны основные тенденции развития визуального искусства последних тридцати лет, с другой стороны – рассказ подкрепляется множеством конкретных примеров. В конце книги приводится в хронологическом порядке обзор самых важных за последние 30 лет произведений.
Первый вопрос, который возникает у читателя: почему точкой отсчета современного искусства выбран именно 1989 год? Да, в 1989-м пала Берлинская стена и закончилась Холодная война. Но автор делает акцент еще на одну примету времени: в конце 1980-х – начале 1990-х в культуре произошли серьезные изменения, связанные с бурным развитием научных технологий: появился Интернет, был запущен космический телескоп Hubble, стартовал уникальный проект «Геном человека». Вспомним и запуск Большого адронного коллайдера. Традиционные темы жизни и смерти, идентичности человека, пространства и коммуникации потребовали от художников не только переосмысления, но и создания нового визуального языка. Начиная свой обзор, Келли Гровье приводит в пример «Гернику» Пабло Пикассо:
«Помимо того, что Герника представляет собой живой отклик на злобу дня, она гениально переопределяет саму природу исторической живописи. Иными словами, сила сокрушительного воздействия этой картины состоит не только в том, что в ней запечатлен взгляд на недавние события, но и в том, что в ней реализовано стремление к развитию искусства, к созданию нового языка, способного передавать интенсивные переживания. «Искусство с 1989 года» отправляется на поиски тех художников, которые в наши дни предприняли сходные попытки сформировать новый визуальный словарь».
Получилось ли у них, ответит только время, но читать о художественных экспериментах современных творцов крайне увлекательно.
Для кого: для современных и любознательных.
Книга в библиотеке: Келли Гровье. Искусство с 1989 года. — Москва : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства "Гараж", 2020. — 214, [1] с. ; 20 см. Инв. номер: 2435255-КХ
Майкл Тейлор. Нос Рембрандта
Эта небольшая книга с шутливым названием на самом деле интереснейшее эссе-размышление об одном из величайших живописцев западного искусства. Тайна портретов Рембрандта до сих пор не разгадана: никто пока не смог объяснить, за счет чего ему удавалось с такой непринужденной точностью запечатлевать духовную сущность своих моделей. Майкл Тейлор, исследователь и переводчик, предлагает взглянуть на картины мастера с необычной точки зрения. Почему же такой «точкой» выбран именно нос?
С одной стороны, нос – важная эстетическая и техническая деталь портрета, потому художник его выделят особенно:
«В портретах он всегда изображает лицо модели под таким углом, что спинка носа образует линию разграничения между ярко освещенными и затененными областями. Лица у Рембрандта напоминают неполную луну, а нос, яркий, заметный и словно устремляющийся в гущу загадочных полутонов, служит для того, чтобы привлечь внимание зрителя к контрасту между ошеломительной ясностью света и задумчивостью сумрака и драматизировать этот конфликт».
Но у Рембрандта нос является еще и важной психологической деталью. Автор рассуждает: «Какую бы психологическую интерпретацию ни давали носам у Рембрандта, нельзя не поразиться тому факту, что, подобно этой выступающей части лица майора Ковалева, они отличаются своеволием. Они следуют собственным намерениям и, кажется, повинуются скорее своему внутреннему голосу, чем закону объективного сходства. Они могут быть длинными и тонкими, плоскими и широкими, гладкими или с морщинами…»
Если вы хорошо знаете и любите Рембрандта, эта книга покажет любимые портреты и художественную манеру мастера под необычным углом. Если вы ничего не знаете о Рембрандте, то книга поможет легко разобраться, в чем заключается непреходящая прелесть его картин. Текст дополняют 49 иллюстраций и развернутая хроника жизни и творчества Рембрандта.
Для кого: для тех, кто любит или хочет полюбить искусство.
Книга в библиотеке: Майкл Тейлор. Нос Рембрандта / Майкл Тейлор ; пер. с англ. - Елена Дунаевская. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2020. - 127 с. : ил., цв. ил., портр. ; 19 см. Инв. номер: С 2435332-КХ
Дэвид Дуглас Дункан. Лумп – собака, которая съела Пикассо
Дэвид Дуглас Дункан – фотожурналист, давний друг Пикассо. Весной 1957 года он навестил художника на его вилле «Калифорния», прихватив с собой своего друга – таксу Лумпа. Лумп с Пикассо сразу подружились. В первый же день Пикассо изобразил собаку на тарелке, а позже Лумп стал героем сорока пяти картин, созданных художником по мотивам «Менин» Веласкеса. Сегодня эти картины являются ядром коллекции Музея Пикассо в Барселоне, как дар художника городу его юности. В книге воспроизведены в цвете 14 из них. Однако большая часть книги – это черно-белые выразительные снимки, на которых запечатлены Пикассо и Лумп. Мы видим документальные кадры: вот художник сидит за работой (рисует на тарелке Лумпа); вот он тепло разговаривает с собакой; вот, обнимая ее, смотрит вдаль; а вот Пикассо, смеясь, протягивает Лумпу какую-то белую бумажную фигуру. Под иллюстрациями фотограф приводит небольшие объясняющие комментарии:
«Пикассо спросил у Лумпа, видел ли он когда-нибудь кролика? Нет: он жил в Риме, в квартире, - откуда там взяться кроликам? Пикассо быстренько вырезал снежно-белого кролика из коробки с сахарным печеньем. Лумп бросился и наивно вонзил зубы в бумагу, нерешительно рыча на Пикассо. Затем он отнес добычу на террасу, чтобы предъявить ее Жаклин прежде, чем проглотить».
Книга одновременно трогательная и познавательная. Кстати, умерли Лумп и Пикассо в один год.
Для кого: для тех, кто любит собак. И Пабло Пикассо.
Книга в библиотеке: Дэвид Дуглас Дункан. Лумп – собака, которая съела Пикассо / Дэвид Дуглас Дункан ; перевод - Александра Соколинская. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 97, [3] с. : ил., цв. ил., портр. ; 24 см. - (А+А).
Инв. номер: 2435238-КХ
Что еще посмотреть:
- Рекомендуем посетить Арт-портал «Мировая художественная культура», здесь содержится более 70 тысяч репродукций, множество книг, альбомов и монографий по искусству. После получения пароля и логина в отделе электронных ресурсов доступ к ресурсу возможен из дома.
- Советуем также посмотреть лекции Надежды Маценко: ясно, кратко, живо и убедительно представлены рассказы о художниках разных эпох, стилей и направлений. Ссылка на плейлист
***
Автор публикации: Анна Кузьмина, отдел фондов и обслуживания Библиотеки им. Белинского (г. Екатеринбург)