Рассказ по истории, которой поделился Евгений Олейник.
Как говорится, веришь — не веришь, а врать не мешай! На Дальнем Востоке бескрайние просторы, места здесь хватает для разных людей. В основном живут обычные труженики, подневольные военные, обветренные рыбаки, суровые таёжники, охотники-промысловики. Но в глухомани, в труднодоступных селениях, в таёжных избах, вдали от любопытных глаз и ныне можно повстречать непростых людей, наделённых невероятными способностями.
В нонче уже далёких 70-х годах довелось мне жить в Хабаровском крае, в малозаселенном Ванинском районе. Известном в узких кругах тем, что многое в этом богом забытом краю было построено руками ссыльных и заключённых. В основном в 40–50-х годах прошлого века. А до середины XIX века там лишь изредка встречались небольшие поселения (юрты) удэгейцев да орочей, коренных малочисленных народов.
Проживал я с родителями в поселке с военным гарнизоном. Посреди глухой тайги, примерно в пяти километрах от нас, в старой избушке обитал один очень странный персонаж. Дед невысокого роста, но крепкого телосложения: кряжистый, с широкой грудью, сильными жилистыми руками. Неопределенного возраста, навскидку можно было дать и 50, и 60 лет.
Внешний вид у него был весьма колоритный. Весь седой как лунь: длинные серебристые волосы свисали до плеч, не менее длинные усы — до груди. Загорелое, обветренное лицо в глубоких морщинах. Тяжелый взгляд черных глаз из-под густых «брежневских» бровей буквально пронизывал насквозь. При любой погоде одевался в домотканую холщовую рубаху и такие же широченные штаны, заправленные в мягкие самодельные красные кожаные сапожки, пропитанные каким-то жиром. Сверху рубахи - кожаная жилетка, а через плечо полотняная торба.
Нелюдимый дед. Никто про него толком ничего не знал, настоящий человек-загадка. Почему когда-то сделал выбор уйти в леса навсегда отшельником и жить одиночкой в ладу с природой, чем занимается в своем уединенном жилье посреди глухой тайги, как выживает морозной зимой, люди строили только догадки. Разное говорили, одни, думали, что дед - старообрядец, бежал сюда во время гонений, однако креста на нем никто не видел, икон в его небольшой избе редкие гости тоже не приметили.
Другие принимали отшельника за чернокнижника, считали, что наделен он колдовской силой и может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь, поэтому боялись, обходили стороной. Однако внешне старик ничем таким не проявлялся, за плохими делами к людям замечен не был, и точно утверждать про его чернокнижие было затруднительно.
Но все признавали деда необычным человеком, некоторые побаивались, сторонились, верили, что имеет скрытую власть над животными, может взгляд отвести, стать невидимым. Рассказывали случай, как однажды опытный охотник заприметил деда в тайге, решил проследить за ним, двигаясь на удалении, да разузнать, чем тот занимается. Прошел следом, но недалеко, вдруг дед пропал из вида, как сквозь землю провалился. А через мгновение оказался у преследователя за спиной. Но ничего плохого не сделал, даже слова не произнес, лишь посмотрел пристально из-под насупленных бровей, и тут же у охотника желание следить пропало.
В поселковом и гарнизонном магазинах отшельник никогда ничего не покупал: ни продукты, ни одежду. В посёлке появлялся только, когда кто-то из местных собирался забивать скотину. Ведь далеко не каждый к этому делу внутренне готов и способен. А старик это делал быстро и сноровисто, обходился без помощи, при этом никому не дозволял смотреть, как это происходит. Что удивительно, обычно свиньи чувствуют, что пришел конец, громко, на всю деревню визжат. Но только не в случае с дедом. Тот молча заходил в хлев, и через несколько минут оттуда раздавались лишь последние предсмертные хрипы. Дед выходил, движением руки звал хозяина, чтобы перетащить на место разделки безжизненную тушу. Затем ловко ее разделывал. При этом за свою работу забойщик брал оплату только свежей крoвушкой, которую тут же на месте всю выпивал. А это ведь примерно литров пять. И как только вся вмещалась!? И всё, больше никогда ничего не брал! Из-за этого пристрастия люди звали его за глаза старым вампиром.
Дед появлялся на рассвете, подходил к закрытым воротам, стоял, молча ждал, когда его пригласят зайти во двор. Была одна необъяснимая особенность: зачастую скотобой наведывался тогда, когда хозяин ещё сам точно не знал, в какой конкретно день будет забой, но точно решил, что это вскоре произойдёт. Часто люди удивлялись, что ещё никому не сообщали про свои планы, а дед уже тут, стоит подле двора. Словно на расстоянии мог читать чужие мысли, намерения, знать наперёд о предстоящих событиях.
Наша соседка, старушка, которой на тот момент было порядка восьмидесяти лет, говорила, что этот дед совсем не простой. Она помнит его всю свою жизнь. Когда в пятилетнем возрасте с родителями (ссыльными) приехала сюда на поселение, старик уже был там и совсем не изменился за эти годы. А между тем её родителей сослали в эту глухомань ещё в царские времена. Говорят, соответствующие органы проверяли странного старика, так вот, согласно документам, тот появился на свет ещё в прошлом XIX веке.
Мне странный отшельник запомнился угрюмым, молчаливым человеком. У нас несколько раз бывал, свиней бил, но я за всё время не услышал от него ни одного слова. Чувствовалась в нём какая-то мощь, внутренняя сила, способность властвовать над людьми. Был на моей памяти один случай, позволяющий так утверждать.
Как-то раз отправились пять гарнизонных офицеров на охоту в тайгу и случайно набрели на избушку этого персонажа. Врать не буду, не знаю подробностей, что там конкретно произошло, но изрядно нетрезвый капитан начал табельным стволом хозяину в нос тыкать и угрожать.
Так этот дед, не теряя самообладания, глянул на незваного гостя как-то по-особенному, очень цепко, этакий прицельный прищур. А затем спокойно, не повышая голоса, сказал ему следующее: «Нехорошо. Вот ты тут безобразничаешь, а тебя дома уже Мара ждёт». И рукой жест какой-то сделал, после чего вооруженный хулиган мгновенно успокоился и до самого посёлка шёл тихо, как в воду опущенный. В ту же ночь он скончался. Сердце подвело, остановилось.
В числе тех охотников был мой отец, вот поэтому-то мне известна эта история. Кстати, кто такая Мара, мне довелось узнать только спустя 30 лет.
Когда мы покидали этот дальневосточный уголок, дед продолжал наведываться в посёлок за порцией свежей крoвушки. Возможно, и в наши дни он до сих пор обитает где-то в глухой тайге. В тёмной избе терпеливо дожидается, когда кто-то из местных решит, что настало время для забоя. Вот такие необычные персонажи порой попадаются на нашем жизненном пути.
Еще об одной довольно непростой старушке предлагаю прочитать в рассказе «Таинственная знахарка-долгожительница».
Написал Павлов-Сибиряк, автор книг - Преодолевая страх, Невероятная мистика. Приобрести книги со скидкой вы можете -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Послушайте рассказы -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ