Найти тему
Петр Власов

Асы ночных истребителей Дорнье

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Истребителя Дорнье никогда не являлись основными машинами ночной истребительной авиации; их количество было относительно невелико; к тому же эти самолеты не блистали высокими летными данными. Соответственно, невелико было и число асов, добившихся на Дорнье выдающихся результатов. Кроме того, многие из них только начинали свою карьеру на Do.17Z-10 или Do.215, а с развитием ночной авиации пересаживались на другие, более эффективные самолеты. И сегодня бывает сложно вычислить, сколько побед они одержали именно на Дорнье.

BECKER Ludwig

-2

Юрист и спортсмен-авиатор Людвиг Беккер (1911-1943) был офицером запаса; его призвали в армию с началом Второй мировой войны. В 1939 он летал на Bf.110 в составе I/ZG-26, а летом 1940 г. Беккера определили во 2–ю группу 1–й эскадры ночных истребителей (II/NJG-1). В сентябре 4-я эскадрилья, в которой служил лейтенант Беккер, получила на вооружение тяжелые истребители Do.17Z-10, оснащенные инфракрасными прицелами ночного видения «Spanner». Беккер одним из первых освоил пользование этим прибором и в ночь на 16 октября 1940 г. (так по одним источникам, по другим – в ночь на 19-е)при помощи тепловизора «Spanner» сбил британский бомбардировщик «Веллингтон». Это была первая в истории Люфтваффе «техническая» ночная победа – в полной темноте на дистанции 50 метров инфракрасный прожектор «высветил» противника, а Беккер при помощи инфракрасного прицела навел оружие на цель…

Летом 1941 II/NJG-1 начала получать самолеты Do.215В-5, оснащенные бортовыми радиолокационными станциями «Lichtenstein». Носы этих истребителей были увенчаны разлапистыми «матрасами» антенн, «съедавшими» часть скорости и ухудшавшими маневрирование. Поэтому большинство фронтовых летчиков приняли невиданную установку РЛС настороженно. А вот обер-лейтенант Людвиг Беккер сразу оценил, какие возможности предоставит ему бортовой локатор. И уже в ночь с 9 на 10 августа 1941 г. Беккер при помощи «Lichtenstein’а» впервые осуществил перехват цели, и сбил на подступах к Гамбургу британский бомбардировщик «Веллингтон». Это была первая победа ночных истребителей Люфтваффе, одержанная при помощи бортовой РЛС. А затем за полтора месяца (с 12 августа по 30 сентября 1941, пока установка не сломалась) Беккер при помощи «Lichtenstein’а» отправил на землю еще 5 английских ночных бомбардировщиков. Таким образом, Людвиг Беккер внес большой вклад в развитие тактики ночного боя. В декабре 1941 его назначили командиром 6–й эскадрильи 2–й эскадры ночных истребителей (6/NJG-2); а в июле 1942 за 25 ночных побед Беккеру вручили Рыцарский крест Железного креста. Осенью 1942 Беккер возглавил только что сформированную эскадрилью 12/NJG-1. На каких самолетах он летал в этот период, сказать трудно – на вооружении и NJG-2, и NJG-1 состояли несколько видов ночных истребителей – и Do.215, и Do.217, и Bf.110, и Ju.88.

Людвиг Беккер пропал без вести 26 февраля 1943 г. – во время дневного перехвата над Северным морем группы американских тяжелых бомбардировщиков. В тот день перед самым вылетом Беккер узнал, что его наградили Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. Всего за время боевых действий он совершил 300 боевых вылетов и одержал 46 побед; из них 44 на Do.17Z-10 и Do.215В-5.

JUNG Erich

-3

Кадровый офицер Люфтваффе гауптман Эрих Юнг в 1940 г. возглавлял 2-ю эскадрилью 2–й эскадры ночных истребителей (2/NJG-2). После того, как его эскадрилья получила несколько истребителей Do.17Z-10, оснащенных инфракрасными приборами ночного видения «Spanner», Юнг одним из первых освоил новую технику, и приступил к перехватам британских ночных бомбардировщиков. На Do.17Z-10 он летал до ноября 1941 – в этом месяце ставшего майором Юнга повысили до командира I/NJG-2, и как раз тогда же его часть полностью перевооружили на более удачные истребители Ju.88С. И хотя большинство из своих 30 побед Юнг одержал именно на Юнкерсе, первые 3 британских ночных бомбардировщика он «завалил» именно на «тихоходе» Do.17Z-10 при помощи еще крайне несовершенного инфракрасного прибора «Spanner». Майор Эрих Юнг дожил до конца войны. Накануне ее завершения, в ночь с 16 на 17 марта 1945 г., Юнг поставил своеобразный рекорд: в ночной темноте сбил за 31 минуту подряд 8 британских четырехмоторных бомбардировщиков «Lancaster» (еще одну победу в ту ночь Юнг не смог подтвердить).

LENT Helmut

-4

Сын протестантского священника Гельмут Лент (1918–1944) вступил в Люфтваффе в 1936 году; в 1938 по завершении обучения он стал пилотом двухмоторного истребителя Bf-110 в 3/ZG-76. В составе этой эскадрильи Лент принял участие в нападении на Польшу, над которой он сбил истребитель и бомбардировщик. А 18 декабря 1939 г. Гельмут принял участие в знаменитой схватке над Гельголландской военно-морской базой между британскими бомбардировщиками и германскими «стодесятками»; в этом бою Лент уничтожил 2 «Веллингтона». Весной 1940 г Лент участвовал в операции по захвату Норвегии; в боях ему удалось сбить 4 норвежских и британских самолета. Таким образом, еще в начальный период войны, до появления в Германии ночной авиации, Гельмут Лент уже стал признанным «экспертом»: 8 побед на тяжелой маломаневренной машине, да еще в начальный период войны – это был очень высокий результат.

В октябре 1940 обер-лейтенант Лент был назначен командиром эскадрильи 6/NJG-1; так он стал ночным истребителем. Однако из-за отсутствия как специального оборудования для поиска в темноте противника, так и опыта ночных полетов у Лента длительное время не получалось перехватить вражеский самолет. Он даже собирался вновь перевестись в дневную авиацию; но тут его эскадрилью перевооружили самолетами Do.215В-5 «Kauz» III, оснащенными инфракрасным прибором «Spanner». И в ночь на 12 мая 1941 г. Ленту удалось в полной темноте найти, и при помощи инфракрасного прицела сбить 2 британских «Веллингтона». Приобретенный опыт сказался на успехах летчика: в июне счет Лента пополнился еще пятью сбитыми ночными бомбардировщиками, два из которых были 4-моторными «Стирлингами». В августе 1941 Лент за 14 ночных побед был удостоен высшей боевой наградой Германии – Рыцарского креста Железного креста. Тогда же он пересел на истребитель Do.215В-5, оснащенный не инфракрасным прицелом, а бортовым радиолокатором FuG-202 Lichtenstein B/C, расширившим зону обнаружения в темноте противника до 4 км.

Do.215B-5 с РЛС обер-лейтенанта Лента из II.NJG2. Начало 1942 г.
Do.215B-5 с РЛС обер-лейтенанта Лента из II.NJG2. Начало 1942 г.

Новое оборудование значительно повысило эффективность «охоты» Лента: к июню 1942 его счет достиг 35 ночных побед, и летчику вручили Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Осенью гауптман (капитан) Лент был назначен командиром ночной истребительной группы (эквивалент советского авиаполка) II/NJG-2. В это время он летал на более мощно вооруженной версии ночного истребителя – Do.217J (сначала на не имевшем РЛС J-1, а затем – на оснащенном радиолокатором J-2). Несмотря на то, что на «полуслепом» J-1 обнаружить врага в темном небе было значительно труднее, имевший уже богатый опыт ночной «охоты» Лент даже в период полетов на этом самолете не снижал темпа своих побед; что уж говорить об оснащенном локатором J-2. И к концу 1942 Лент сбил уже 50-й британский бомбардировщик, став на тот момент самым успешным ночным истребителем мира. А 24 мая 1943 г. майор Лент записал на свой счет 60-й британский самолет, за что был удостоен Мечей к Рыцарскому кресту.

Do.217J-1 и J-2 гауптмана Лента, командира II.NJG2. Лето-зима 1942 г.
Do.217J-1 и J-2 гауптмана Лента, командира II.NJG2. Лето-зима 1942 г.

В начале августа 1943 г. получивший звание оберста (полковника) Лент был назначен командиром эскадры (аналог советской авиадивизии) NJG-3. Эта эскадра была оснащена ночными истребителями Bf.110 и Ju.88, так что дальнейшие свои победы Лент одерживал уже не на Дорнье. Правда, победы давались асу нелегко; тем не менее, даже после трех ранений он продолжал оставаться в строю. И 31 июля 1944 г Лент первым среди ночных асов сбил 100-й самолет, получив за это высшую степень награды германских асов - Бриллианты к Рыцарскому кресту. Он стал первым кавалером этой награды среди летчиков ночной авиации.

А 5 октября 1944 Лент погиб. Погиб не в бою: он проверял в полете работу отремонтированных двигателей. Внезапно один из моторов отказал; стремясь спасти самолет и стоявшую на нем ценную радиолокационную аппаратуру, Лент попытался совершить вынужденную посадку, но при заходе на взлетно-посадочную полосу зацепился крылом за провода высоковольтной линии, и рухнул на землю...

Всего за время войны оберст Лент совершил 507 боевых вылетов (в т.ч. 396 ночью) и провел 300 воздушных боев, в которых сбил 110 вражеских самолетов (8 - днем и 102 - ночью). Из них 65 были тяжелыми 4-моторными бомбардировщиками.

SCHOENERT Rudolf

-7

Рудольф Шонерт (1911–1985) был пилотом гражданской авиации; после начала 2–й мировой войны его, как офицера резерва, призвали в Люфтваффе. Сначала он воевал в бомбардировочной эскадре, но в июне 1941 Шонерта перевели в ночную истребительную авиацию. Три месяца он служил в составе 4/NJG-1, вооруженной перехватчиками Do.17Z-10 и Do.215В-5 с инфракрасными прицелами, а в сентябре Шонерта назначили командиром эскадрильи 5/NJG-1. В марте 1942 Шонерт стал командовать своей бывшей эскадрильей 4/NJG-1, летавшей теперь на Do.215В-5, оснащенных бортовыми РЛС. В июле за 21-ю ночную победу Шонерт был награжден Рыцарским крестом Железного креста, а в декабре его повысили до должности командира 2–й Группе (полка) 5–й эскадры ночных истребителей. Летая в этой части на тихоходном, маломаневренном, «полуслепом» истребителе Do.217J-1, Шонерт задумался о повышении его боевой эффективности. И в результате разработал систему «Schrage Musik», которая представляла собой установленные в фюзеляже пушки, стрелявшие наклонно вперед-вверх под углом в 70 градусов; прицеливание велось при помощи инфракрасного детектора, крепившегося на крыше кабины. Зачатки этой идеи появились у Шонерта еще в 1941 г., когда он летал на «инфракрасном» Do.17Z-10; но тогда он предлагал направить вверх только пулеметы. Тогда эта идея не заинтересовала его непосредственное начальство; теперь же Шонерт при очередном награждении оказался перед лицом самого командующего корпусом ночной авиации генералом Каммхубером, и изложил ему свои мысли. Генерал согласился на испытания системы Шонерта, для чего «стволами вверх» вооружили три истребителя, получивших обозначение Do.217J-1/U4. Эти самолеты за месяц сбили в ночных перехватах 18 британских бомбардировщиков; первую такую победу одержал в мае 1943 над Берлином сам Шонерт. Успех испытаний привел к вооружению «Schrage Musik» не только истребителей Дорнье, но и многих ночных перехватчиков типов Bf.110 и Ju.88.

Так в ночной темноте работала «Schrage Musik» Шонерта
Так в ночной темноте работала «Schrage Musik» Шонерта

В августе 1943 гауптман Шонерт был назначен командиром ночного авиаполка I/NJG-100, направлявшегося на Восточный фронт. Ему пришлось руководить тремя своими эскадрильями, разбросанными по широкому фронту. Базируясь в Сещинской, Сталино, Полтаве и Орше, они пытались блокировать советские аэродромы ночных бомбардировщиков; главной их задачей была борьба с многочисленными «небесными тихоходами» - легкими учебными самолетами У-2, выполнявшими роль ночных бомберов. Несмотря на то, что охота за верткими бипланами была очень трудным делом, Шонерт сумел на Восточном фронте пополнить свой личный счет еще 35 победами…

Вернувшись в Германию в январе 1944 г., Шонерт уже на истребителе Ju.88G довел к середине апреля свой счет до 60 ночных побед и получил Рыцарский крест с Дубовыми листьями. А в марте 1945 он возглавил ночную авиадивизию – эскадру NJG-5; в этой должности майор Шонерт и завершил участие во 2-й мировой войне.Всего за время боевых действий он совершил 376 боевых вылетов и сбил 65 самолетов противника.

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (02). Экспортные варианты Do.17 и Do.215

Do.217: неудавшийся «пикировщик»

Асы бомбардировщиков и разведчиков Do.17 – Do.217

«Скоростной» тихоход Dornier: ночной истребитель

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии

Асы японского истребителя «Зеро» (2)

Воздушный «морпех» - папаша «бастардов»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов

"Невезучий везунчик Балтики"

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.