Марина ТУМАНОВА
В областном центре продолжается реализация масштабного проекта. Идет ремонт одного из важнейших дорожно-транспортных объектов города - моста через Искитимку на Красноармейской улице.
Ну а пока разнопрофильные специалисты приближают знаменательный момент, когда движение по мосту возобновится, мы решили углубиться в прошлое и поделиться занимательными фактами, связанными с историей Красноармейского моста.
Важный объект Кемерова 70-х
Своим появлением мост на улице Красноармейской обязан генеральному плану 1972 года. Это был один из важнейших дорожных объектов в плане городского развития. На тот момент в Кемерове действовал единственный автомобильный мост через Искитимку – на проспекте Ленина. Между тем молодой город стремительно строился в восточном направлении, и главную транспортную магистраль, понятное дело, нужно было разгружать.
Подготовительные работы к созданию важного объекта начались в 1973-м. А уже в следующем году стартовали и этапы активного строительства, о чем сохранилось немало свидетельств в местных печатных изданиях.
«Проезжая часть моста составит 14 метров. С каждой стороны будут сделаны трехметровые тротуары, огражденные железобетонным парапетом. А светильники вдоль моста придадут ему законченную архитектурную форму», – сообщает строительные планы «Комсомолец Кузбасса» в январе 1974-го.
Строительство вели монтажники мостопоезда № 438. Работали ударными темпами. В январе специалисты смонтировали около двухсот тонн металлоконструкций, в феврале уже укладывали монолитный и сборный железобетон, а в марте полностью завершили монтаж металлоконструкций, которые соединили оба берега Искитимки.
В архивах, к слову, сохранилось памятное фото последнего этапа работ – дорожники наводят окончательный марафет, асфальтируют проезжую часть.
Создатель классического облика
К оформлению улицы Красноармейской и ее продолжения через малую речку приложил руку известный кемеровский архитектор Владимир Дмитриевич Полтавцев, который в 1973 – 1988 годах занимал должность главного архитектора города. Именно при нем произошла долгожданная реализация планировочного проекта этой части городского центра и жилой застройки рядом с поймой Искитимки.
По генплану планировалось снести неказистый частник по берегам реки, разровнять местность и разделить ее на две части, продлив улицу Красноармейскую мостом на другой берег. На пересечении с улицей Мичурина Владимир Дмитриевич запроектировал 12-этажки с магазинами «Кристалл» и «Невеста» (названия, к слову, придумал он сам). Элегантные здания были построены в 1973-м. А по обеим сторонам от моста уже тогда предполагались парковые зоны, планировку которых, к слову, также выполнил Полтавцев.
Парк между мостами
Современные прогулочные локации на берегах Искитимки создавать начали аккурат после того, как Красноармейский мост был введен в строй.
В 1977-м строители сформировали на малой речке плотину, дабы в пойме между проспектами Ленина и Советским образовался небольшой пруд, а по левому берегу забетонировали набережную. Между рекой и улицей Мичурина была запланирована большая парковая зона в 26 гектаров с детскими игровыми площадками, читальным и шахматными павильонами, а также кинотеатром, разместить который решили в самом настоящем самолете.
Территорию очень скоро размежевали под площадки и дорожки. А в июле того же года между двумя мостами «приземлился» легендарный АН-10. Первым ребятишек и взрослых на берегу Искитимки принимал парк «Антошка».
Троллейбусное движение открыто!
Пешеходы, пассажиры автобусов и автолюбители наслаждались новой удобной дорогой всю вторую половину 70-х. Тем временем вовсю кипело строительство и новой линии для электротранспорта.
Знаменательный момент – пуск троллейбуса по всем знакомому ныне маршруту через мост на улице Красноармейской – произошел 15 января 1980 года!
Новая линия соединила Заводский, Центральный и Ленинский районы. Был запущен троллейбус № 4 с маршрутом следования: ДСК – «Азот» – улица Красноармейская – проспект Ленина – бульвар Строителей.
Также под новую линию скорректировали маршрут троллейбуса № 1. В 80-е с проспекта Ленина он стал поворачивать на улицу Соборную к цирку, шел через мост по Красноармейской, а затем по улице 50 лет Октября продолжал движение через центр города.
Бегемот под мостом
С Красноармейским мостом оказался связан и знаменитый курьез с побегом бегемота. Нерядовому событию областная газета «Кузбасс» даже целый репортаж посвятила за авторством Анатолия Паршинцева.
Дело было 2 августа 1981 года. Бегемот по кличке Рубин сбежал из московского передвижного зооцирка, который расположился тогда на правом обрывистом бережке Искитимки. Сотрудники зверинца чистили ванну африканского гостя, а его выпустили на время уборки попастись на поляночку поблизости. Улучив удобный момент, хитрый бегемот удрал.
Прошмыгнул под Красноармейским и Искитимским мостами, нашел укромное местечко, залег на дно и отдыхал там себе спокойненько в прохладе, пока сотрудники зооцирка, сбиваясь с ног, искали многотонного любимца публики по окрестностям с привлечением даже вертолета.
Спустя несколько часов Рубина нашли. Но встала другая проблема, некогда весьма метко описанная Корнеем Чуковским: «Нелегкая это работа – из болота тащить бегемота». Для решения задачи даже хотели привлечь слониху. А пока думали, как же всё-таки именно Рубина из Искитимки тащить, бегемот совершил очередной побег и ушел осматривать город. Почти сутки милиция, жители и сотрудники зооцирка ловили изобретательного беглеца. И все-таки настигли на проспекте Ленина по дороге к кондитерской фабрике. История наделала много шума, но завершилась благополучно. Рубин вернулся в родной вольер с ванной, а зооцирк перебрался в Кировский район, подальше от пленительных ароматов малой речки и конфет.