Крестьяне, начиная с момента экономического роста во всех государствах, всегда являлись объектом повышенного внимания. В первую очередь от того, что растущей промышленности требовались работники, а взять их больше было негде, кроме как из деревень. И было всего два пути, каким образом сделать так, чтобы крестьянин бросил свою деревню и переехал в город:
1) обольстить его высокой заработной платой (фантастический);
2) создать невыносимые условия жизни на земле.
Но уже конец ХIХ века показал, что фабриканты во всех странах не намерены добровольно платить своим работникам хорошую зарплату. Ее как раз работники заводов и фабрик пытались выбить из хозяев с боем, организовывая стачки, протестуя против невыносимых социальных условий и низких расценок).
Так, например, в столичном Санкт-Петербурге среднестатистический рабочий, бывший крестьянин снимал "угол" в подвале или казарме размером в 1,5-2 метра, прикрыв его от посторонних глаз материей, питался скромно, основное свободное время тратил на сон или редкую выпивку.
В такой среде было сложно завести семью (в городе на 10 пролетариев приходилось 4-5 женщин из их круга и не все они были готовы связать свою жизнь с малооплачиваемым работником, из деревни же женщины в город не особо устремлялись выбраться).
А раз хорошей зарплатой хозяин не мог заманить работника на завод, то фабриканты и промышленники создавали в правительственных кругах мощное лобби, которое стремилось изо всех сил сделать жизнь крестьян невыносимой, чтобы часть из них пришло в города.
При этой рабочей силы требовалось все больше, а платить ей фабриканты стремились всё меньше (и только там, где происходил рост пролетарского самосознания и организовывались профсоюзы, работники добивались улучшения своих условий). В деревнях же, на природе, крестьянин жил вольготнее, мог разнообразить свою деятельность за счет смены работ, и что самое главное — в деревне жилось сытнее, да и выбор девушек для создания семьи был большим.
Кто в здравом уме поменяет такую жизнь на угол в душном городе? И крестьян из деревни выдавливали. Причем этому способствовали не только старания промышленников, но и крупных землевладельцев.
В Англии крестьян вынуждали уйти с земли в города с помощью "огораживания" участков под пастбища для овец, в Германии, Франции и России с помощью обезземеливания. При этом одна из основных причин, которыми оперировали собственники при таком негуманном способе обращения с крестьянами, являлось широкое общественное мнение о том, что крестьянин ленив и глуп, не способен к инициативе и развитию, не желает учиться и всё делает "из-под палки".
Деятельные помещики создавали латифундии, применяя передовые методы сбора и обработки сельхозпродукции, им уже не требовалось множество работников. А на заводе этого ленивого крестьянина научат несложным операциям и он должен работать за гроши.
А мнение это создавалось от того, что крестьяне, еще со времен крепостного права, не желали "качественно" трудиться на своего хозяина и делали всё так, как считали нужным и важным, а не так, как угодно барину.
Хозяева объясняли это ленью и глупостью работников. Причем повсеместно. В Америке плантаторы считали лень неотъемлемым качеством черных рабов. Английские лорды считали всех крестьян (а пуще ирландских и шотландских) глупыми и ленивыми. Даже известный английский экономист XVIII века Адам Смит, пытаясь разобраться в низкой продуктивности крестьян, писал:
"Привычка глазеть по сторонам и работать небрежно, приобретаемая каждым деревенским работником, который вынужден каждые полчаса менять инструменты и ежедневно приноравливаться к двадцати различным занятиям, почти всегда делает его ленивым и нерадивым".
Не стала исключением и Россия. Русские помещики тоже жаловались на лень своих крепостных. Даже полководец Александр Суворов, который любил и уважал своих солдат из крестьян, окунувшись в помещичью жизнь, корил их за ленность. Он считал, что крестьянская лень идёт от изобилия земли и от лёгкого оброка; отсюда следовало, что большая эксплуатация ведёт к большему трудолюбию.
Между тем, это была не лень, а логическое стремление к надежности своего существования. Если у крестьянина был выбор между быком и лошадью, он выбирал быка не потому, что бык пашет медленно, а потому, что в случае войны лошадь у него непременно заберут, а бык останется в хозяйстве.
В своем хозяйстве крестьянин работал лучше, чем на хозяина. Когда крестьянину навязывали продуктивные сорта пшеницы и овса, он старался не брать их в том случае, если понимал, что своей семьей не сможет собрать и обработать большой урожай, а такие сорта зерновых стоили дороже. Производители пеняли, что крестьяне не покупают дорогих молотилок, но в них не было никакой практической необходимости, крестьяне молотили хлеб зимой, когда времени на то было больше.
Крестьянин без дела никогда на печи не лежал (как принято было считать в городском обществе), даже в те периоды, когда урожай собран, продан, а часть его хранится. В такое время крестьянин занимался промыслами, а также чинил и создавал всё ему необходимое, нанимался на работы в тот же самый город извозчиком или подсобником. Обвинения в крестьянской лени были беспочвенными и исходили от людей, не знакомыми с деревенской жизнью.