Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Почему крестьяне во все времена считались ленивыми

Крестьяне, начиная с момента экономического роста во всех государствах, всегда являлись объектом повышенного внимания. В первую очередь от того, что растущей промышленности требовались работники, а взять их больше было негде, кроме как из деревень. И было всего два пути, каким образом сделать так, чтобы крестьянин бросил свою деревню и переехал в город:

1) обольстить его высокой заработной платой (фантастический);

2) создать невыносимые условия жизни на земле.

Рабочие на заводе
Рабочие на заводе

Но уже конец ХIХ века показал, что фабриканты во всех странах не намерены добровольно платить своим работникам хорошую зарплату. Ее как раз работники заводов и фабрик пытались выбить из хозяев с боем, организовывая стачки, протестуя против невыносимых социальных условий и низких расценок).

Так, например, в столичном Санкт-Петербурге среднестатистический рабочий, бывший крестьянин снимал "угол" в подвале или казарме размером в 1,5-2 метра, прикрыв его от посторонних глаз материей, питался скромно, основное свободное время тратил на сон или редкую выпивку.

В такой среде было сложно завести семью (в городе на 10 пролетариев приходилось 4-5 женщин из их круга и не все они были готовы связать свою жизнь с малооплачиваемым работником, из деревни же женщины в город не особо устремлялись выбраться).

-2

А раз хорошей зарплатой хозяин не мог заманить работника на завод, то фабриканты и промышленники создавали в правительственных кругах мощное лобби, которое стремилось изо всех сил сделать жизнь крестьян невыносимой, чтобы часть из них пришло в города.

При этой рабочей силы требовалось все больше, а платить ей фабриканты стремились всё меньше (и только там, где происходил рост пролетарского самосознания и организовывались профсоюзы, работники добивались улучшения своих условий). В деревнях же, на природе, крестьянин жил вольготнее, мог разнообразить свою деятельность за счет смены работ, и что самое главное — в деревне жилось сытнее, да и выбор девушек для создания семьи был большим.

Кто в здравом уме поменяет такую жизнь на угол в душном городе? И крестьян из деревни выдавливали. Причем этому способствовали не только старания промышленников, но и крупных землевладельцев.

-3

В Англии крестьян вынуждали уйти с земли в города с помощью "огораживания" участков под пастбища для овец, в Германии, Франции и России с помощью обезземеливания. При этом одна из основных причин, которыми оперировали собственники при таком негуманном способе обращения с крестьянами, являлось широкое общественное мнение о том, что крестьянин ленив и глуп, не способен к инициативе и развитию, не желает учиться и всё делает "из-под палки".

Деятельные помещики создавали латифундии, применяя передовые методы сбора и обработки сельхозпродукции, им уже не требовалось множество работников. А на заводе этого ленивого крестьянина научат несложным операциям и он должен работать за гроши.

А мнение это создавалось от того, что крестьяне, еще со времен крепостного права, не желали "качественно" трудиться на своего хозяина и делали всё так, как считали нужным и важным, а не так, как угодно барину.

-4

Хозяева объясняли это ленью и глупостью работников. Причем повсеместно. В Америке плантаторы считали лень неотъемлемым качеством черных рабов. Английские лорды считали всех крестьян (а пуще ирландских и шотландских) глупыми и ленивыми. Даже известный английский экономист XVIII века Адам Смит, пытаясь разобраться в низкой продуктивности крестьян, писал:

"Привычка глазеть по сторонам и работать небрежно, приобретаемая каждым деревенским работником, который вынужден каждые полчаса менять инструменты и ежедневно приноравливаться к двадцати различным занятиям, почти всегда делает его ленивым и нерадивым".

Не стала исключением и Россия. Русские помещики тоже жаловались на лень своих крепостных. Даже полководец Александр Суворов, который любил и уважал своих солдат из крестьян, окунувшись в помещичью жизнь, корил их за ленность. Он считал, что крестьянская лень идёт от изобилия земли и от лёгкого оброка; отсюда следовало, что большая эксплуатация ведёт к большему трудолюбию.

-5

Между тем, это была не лень, а логическое стремление к надежности своего существования. Если у крестьянина был выбор между быком и лошадью, он выбирал быка не потому, что бык пашет медленно, а потому, что в случае войны лошадь у него непременно заберут, а бык останется в хозяйстве.

-6

В своем хозяйстве крестьянин работал лучше, чем на хозяина. Когда крестьянину навязывали продуктивные сорта пшеницы и овса, он старался не брать их в том случае, если понимал, что своей семьей не сможет собрать и обработать большой урожай, а такие сорта зерновых стоили дороже. Производители пеняли, что крестьяне не покупают дорогих молотилок, но в них не было никакой практической необходимости, крестьяне молотили хлеб зимой, когда времени на то было больше.

Крестьянин без дела никогда на печи не лежал (как принято было считать в городском обществе), даже в те периоды, когда урожай собран, продан, а часть его хранится. В такое время крестьянин занимался промыслами, а также чинил и создавал всё ему необходимое, нанимался на работы в тот же самый город извозчиком или подсобником. Обвинения в крестьянской лени были беспочвенными и исходили от людей, не знакомыми с деревенской жизнью.