В конце 18 века во многих странах наблюдался экономический подъем. Это было связано с появлением машинных механизмов. Ручной труд постепенно уходил на второй план, а на замену приходили крупные машинные предприятия. Напрашивались революционные изменения и в области транспорта. В тот момент был уже создан паровой двигатель, и человечество успешно использовало рельсы в шахтах. Оставалось только придумать и воплотить в жизнь новый вид транспорта - железную дорогу. Подобная задача была выполнена в 1825 году на территории Британии, когда железнодорожные пути были проложены от Стоктона до Дарлингтона. Но эта железная дорога использовалась исключительно для перевозки полезных ископаемых, а постоянные пассажирские рейсы появились в 1830 году, когда была достроена железная дорога, соединяющая такие крупные города, как Ливерпуль и Манчестер.
После успешного британского опыта в сфере железнодорожного сообщения по всему миру стали строиться железнодорожные пути. В 1835 году открыта железная дорога в Германии, в тот же год закончено строительство в Бельгии. Очень активно развивается железнодорожная система в США. В конце 1835 года эта волна добралась и до России. Чешский инженер Франц фон Герстнер продемонстрировал императору Николаю I свой план строительства и убедил государя в целесообразности такого транспорта. Железнодорожное сообщение действительно было необходимо России, поскольку на огромной территории страны были четко видны колоссальные минусы транспорта тех лет. Путешествия по Российской империи занимали долгие месяцы, на поезде же можно было заметно сократить время, отведенное на дорогу. Также царь принял во внимание преимущества, связанные с быстрой переброской армии. Было утверждено первое направление, этим направлением стал рейс Санкт-Петербург-Царское Село-Павловск. Далее начался непростой этап строительства. Паровоз был куплен из Англии, рельсы поставлялись также из-за границы. В течении полугода были возведены платформы. Первые экспериментальные поездки были проведены на лошадиной тяге. А уже осенью 1836 года состоялся первый рейс. Ажиотаж вокруг этого события был огромен, железная дорога пользовалась весьма большим спросом, в том числе в качестве развлечения, поэтому через несколько лет удалось полностью окупить строительство, затраты на технику и содержание дороги. Считается, что было истрачено около 5 миллионов рублей.
Со временем уже по всей стране стали строить подобные железные дороги. С каждым годом их число возрастало. Это, несомненно, дало сильный толчок российской экономике.
Также существует любопытный факт, связанный с железной дорогой в нашей стране. В России имеется необычная ширина колеи, равная 1524 мм, в то время как в других странах используется вариант 1435 мм. Возможно, это связано с тем, что в процессе строительства железной дороги принимали участие американские инженеры-консультанты, а именно в Америке в тот момент существовали идентичные стандарты. Еще существует версия, согласно которой такая необычная ширина была выбрана, чтобы затруднить передвижение неприятеля по территории страны.
Хотя Российская империя и стала только шестой страной в мире, открывшей железную дорогу, но государство смогло очень быстро перенять иностранный опыт, обучить русских инженеров, заложить основы развития железнодорожного транспорта в России.