Третьего дня на своем дворе откопал себе погреб. Ровно два метра высотой, два с половиной шириной и три с четвертью длиной. Времена последние дни стоят сложные и без такого погреба – никак.... Да и наконец картошку там всегда сложить можно на зиму, плюс до кучи капусту, яблоки моченые и бураки всякие. Ну и, разумеется, банки с закрутками и шампанское.
Как же без шампанского?
Опять же, со слов жены, сказанных при детях, можно кого-нибудь в нём запирать. Как в зиндане. И до амнистии еду с водой на верёвке через решетку сверху подавать.
Шутка.
Так вот, грунт у меня во дворе сложный – сперва окультуренная супесь, потом просто песочек, за которым идет красная глина с изюмом в виде бульников иногда килограммов так на двадцать, а на двух метрах вообще лежит плитный камень. Как раз чтобы размяться кайлом в отсутствие отбойного молотка. В общем, пока выкидывал грунт из котлована трёхметровой глубины и откатывал его на огород, вспомнились мне другие три важных в моей жизни погреба.
Один погреб строил мой брательник в начале девяностых годов, когда ещё у нас не появились в массовом количестве братья по разуму из Средней Азии. В отличие от меня у брательника тогда были лишние деньги, а со здоровьем - не очень, так что он с самого начала заманил себе на стройку шабашников советской закалки с хорошим русским, хоть и из села под Станиславом.
Шабашники появились на рабочем месте в оговоренный день рано утром уже со своим инструментом, сразу сделали шурф, убедились, что грунт на всю глубину работ – голимый песок и начали после обеда резво рыть в сторону центра Земли. Опять же, брательник в отличие от меня потом полагал использовать песок в дело – на бетон для погреба. Так что шабашникам не раскидывали его по огороду или за околицей, а складывали рядом с местом работы. К сумеркам яма на две трети была готова и на следующий день предполагалось приступить к бетонированию пола будущего погреба. Но… утром не закреплённые стенки ямы сползли вниз, прихватив с собой и то, что было вынуто из нее накануне. Брательник, видя такое дело, предложил шабашникам таки укреплять горбылем стенки, как он и предлагал накануне, но те вновь отказались. Мол, возни с досками много. А это, считай, простой и потерянные деньги. Кроме того, погода может в любой момент испортиться. Так что надо всё делать быстро… Как результат, горбыль пошел в дело лишь на третьи сутки после того, как яма второй раз сама себя почти полностью закопала. Ну а дальше – ничего особенного. Залили бетонную плиту, из шлакоблоков подняли стены, из рельсов бросили на них перекрытие, а потом и засыпали строение.
Вот и всё с этим погребом.
В качестве второго погреба вспомнилось мне давеча соседское, через забор, подземное сооружение.
Сосед у меня военно-морской пенсионер. Десять лет назад обзавелся участком и начал обустраивать его в качестве ПМЖ.
Так вот, соседу на исторической родине между Котласом и Архангельском справили сруб из тамошнего дерева. Год на этих северах сруб простоял, подсох и должен был простоять ещё немного, чтобы стать ещё лучше. Ну и чтобы подготовить на соседском участке место под него. Но что-то у соседа пошло не так, и ему сказали забирать сруб раньше срока. Как результат - сосед в первые осенние заморозки у меня за забором залил ленточный фундамент, на Покров опустил на него сруб, привезенный с родины в разобранном виде, и на Новый год в него въехал вместе со всем своим семейством. А летом озаботился погребом.
Для шампанского, понятное дело.
Будучи пришлым, сосед нанял для постройки погреба аборигенов. Так сказать, чтобы создать рабочие места для местного населения и установить с ним хорошие отношения. Сам же погреб сосед решил разместить под своим рубленым домом. Как-никак человек с северов, а там зимой реально холодно и погреб где-то на пустом огороде способен зимой промерзнуть насквозь.
Вместе с шампанским.
Наверное.
Короче, пришли к соседу аборигены. Числом штук несколько. Он дал им аванс, лопаты, ведра и верёвку.
Без мыла.
И они, опохмелясь, приступили к работе. На третьи сутки аборигены углубились на полметра, пройдя культурный слой и немного песка. Согласитесь, тяжело в вёдрах таскать грунт из дома на улицу… На четвертые сутки аборигены запросили ещё аванса. Сосед им дал. И к концу недели метростроевцы упёрлись в глину. А дальше – никак. Даже спустя неделю и очередной аванс… Сосед посмотрел на такое дело и отправил аборигенов по домам, даже не истребовав взад авансы. Отыскал парочку братьев по разуму из Средней Азии и объяснил им на пальцах фронт работ. И… через пять дней погреб был полностью готов.
А про третий погреб уже было здесь >>>