В Крыму, а особенно - в Севастополе (отдельный территориальный субъект Российской Федерации Город Федерального Значения Севастополь) часто среди прочих сувениров в палатках можно увидеть магнитики в виде некоторых особенно известных судов и кораблей. Среди них - новая, возрождённая "Комета", подводная лодка "Щука", наш единственный авианосец, и прочие. Наибольшей популярностью сейчас пользуется крейсер "Сметливый" (в настоящее время - музей) и, конечно, по понятным всем причинам, "Москва". Постаравшись, можно было найти водолазное судно "Эпрон", спасательный буксир "Шахтёр", финский кабелеукладчик "Академик Андреев" и даже парусник "Херсонес"
Однако, сколько я не бродил вдоль палаток, сколько не пересматривал этих магнитиков, но не мог найти легендарное судно, пережившее всех вождей и генсеков, а также - Президента с Императором и пару временных правительств. Более того, на мои вопросы "а есть ли у вас "Коммуна"?" только один человек проявил интерес и понимание, что это вообще за судно - и это продавцы в центре города!
Приходится исправлять эту неувязку и популяризировать этот великий образ своими руками
Итак, судно "Коммуна" - старейшее в мире действующее плавсредство, состоящее на регулярной основе в ВМФ. Построенная при Николае Втором, в 1913 году, и имевшая имя "Волхов", она является абсолютным рекордсменом и, по всей видимости, в дальнейшем ещё долго не уйдёт на покой
Коммуна - судно типа "катамаран" - не стоит путать с теми катамаранами, что сдают в аренду на пляжах. Тут всё гораздо серьёзнее. "Катамаран" значит, что весь корпус стоит на двух плавучих понтонах, и посередине, между ними, вода. Такой метод применяется, в первую очередь, для достижения лучших показателей гидродинамики. Однако здесь об этом не может идти и речи - Коммуна проектировалась для других целей
Боевая задача судна "Волхов" изначально была вспомогательной. Его закладывали не как боевой корабль, а как "прифронтового санитара". Главная задача - поднятие со дна подводных лодок Российского и Британского флота для последующего их ремонта. Именно поэтому и был применён метод "катамаран". Для сохранения центра тяжести, лодка поднималась посередине, между понтонами, с помощью кранов на четырёх массивных арках по центру. Это позволяло сохранить посадку судна, то есть не дать ему завалится даже в непогоду, к тому же создавая для подлодки нечто вроде дока, и защищая её от внешнего воздействия и вражеских взглядов. Методика хорошая и рабочая, единственным ограничением служили габариты поднимаемого аппарата, которые были предусмотрены с большим запасом с мыслью дальнейшего развития подводного флота
Впервые судно пригодилось по назначению уже при Временном правительстве - летом 1917 года подлодка АГ-15 ушла подводу с незадраенным люком (довольно яркий пример дезорганизации армии и флота в последние дни Империи Республики. На поле боя же "Волхов" особо не пригодился, поскольку в то время не было достаточно масштабных и блистательных морских сражений - Крымская война и многие русско-турецкие сражения на море отгремели, оставив огромный отпечаток на всей флотской доктрине
В 20-е - 30-е годы Коммуна, получившая такое название по результатам голосования среди экипажа в 1922 году, занималась подъёмом множества подлодок, катеров и орудий, ушедших на дно в результате диверсии, перехода из рук в руки белых и красных, неосторожности низкоквалифицированного экипажа и командования из числа рабочих и крестьян и прочего. Кроме того, Коммуна служила плавучим доком для ремонта подводных лодок
В Великую Отечественную судно Коммуна осталось в блокированном Ленинграде, однако работать там было некому - экипаж был нужнее на "Дороге Жизни" и на передовой. Можно сказать, что Коммуна чудом избежала бомбардировок и переждала блокаду, снабжая город своими припасами, без урона.
В конце войны у Коммуны снова было много работы. Теперь со дна доставалось и всё, что туда "положили" немцы - свои и чужие самолёты, транспортные суда с грузом и без, гражданские сухогрузы и затопленные понтоны. Коммуна уверенно вытаскивала из воды тысячи тонн металла
Однако к шестидесятым подлодки стали слишком большие, и уже не могли войти во внутренний док Коммуны. Подняв последнюю подлодку в 1957 году, Коммуна могла отправится в чермет, но командование флота тянуло со списанием судна, и Коммуна служила для единичных заданий вроде подъёма отдельных особо важных частей со дна и некоторых гидрографических функций
Позднее на Коммуну установили глубоководный батискаф иностранного производства для исследований в области гидробиологии и изучения рельефа морского дна
Коммуну долго спасало от распила качество металла, о котором ходят легенды. Естественно, к сегодняшнему дню судно уже со всех сторон облеплено заплатками, но в своей основе - сохраняет прочность 110-летний клёпаный корпус. Секрет металла считается утерянным, хотя многие говорят, что секрета и нет, а качество заключается в отношении рабочих и правильной обработке, свойственной для мелких изделий, а не целых пароходов. Правда отмечу, что коррозия всё же присутствует. Это ясно видно в тяжёлое время
С распадом СССР, Коммуна осталась в составе ВМФ России на арендованной базе в Севастополе. До 2014 года должного внимания ей не уделялось. Экипаж состоял из украинских гражданских, а командование ВМФ как-то не смотрело в её сторону в виду обостряющейся с каждым годом бесполезности. Но, к счастью, после присоединения Севастополя, Коммуна была в очередной раз отремонтирована и сегодня чувствует себя хорошо
Я неоднократно работал с Коммуной и находился на её борту. Здесь царит очень интересный и неповторимый антураж. Мостик, возвышающийся на самом верху, прямо на грузовой стреле удивляет развитием технологий для своего времени: даже сейчас немногие судостроители решаются так далеко разнести центр управления и двигатели с рулями, соединив их длинными кабелями и трубами. Да и к самому мостику добираться - целое приключение: только по внешней палубе, по открытым трапам. Надо быть убеждённым трезвенником, чтобы в ледяную погоду, в шторм, при огромной амплитуде качки подниматься по столетним ступенькам...
Полутёмные, узкие коридоры в корпусах также не имеют абсолютной связи внутри. Вход с кормы, вход с носа, с правого борта, с левого борта... Думаю, моторист с радистом никогда не встречается. Остаётся только гадать, как и где у них оборудована столовая?
Коммуна - судно, не имеющее задач. Парадокс, но это так. Фактически, командование придумывает специальные операции с одной только целью - задействовать Коммуну, дать ей хоть какую-то работу. Но придумать задание для древнего катамарана - это полбеды.
Двигатели Коммуны, хоть и не раз уже меняны, то и дело не справляются с нагрузкой. Есть риск, что поползёт и корпус, и винты, и якорное устройство. Даже если всё выглядит нарядно - как знать, насколько близка к пределу внутренняя усталость и прочно ли держит каждая заклёпка?
Расход у Коммуны зверский, а ход - улиточный. Больше трёх узлов она уже не может - старость - не радость. Да и шторм переносит плохо
Тем не менее, списывать её нельзя. Во-первых, грех пилить на иголки то, что по качеству стали даёт фору новейшим танкерам с их "вековым" антикором. Во-вторых, разве можно пилить легенду, почти что вторую Аврору?
Хотя, по чести - Аврора Коммуне в подмётки не годится. За свою историю корабль только и успел, что выстрелить по дворцу, а после - гнил у пристани, пока ему не сделали, фактически, новый корпус. Коммуна же и сегодня на ходу, выполняет задачи и её вековой металл не нуждается в срочном и полном обновлении
Сейчас Коммуна - плавучий музей без экскурсантов. Лишь некоторым профессионалам выпала честь ходить по её коридорам и лицезреть это чудо. Что будет с Коммуной дальше - никому не известно. Но когда-нибудь неизбежно настанет день, и навсегда замолчат судовые дизеля, и сопровождаемая братьями по отряду, Коммуна отправится в последний, очень короткий поход. Предчувствие этого дня витает в воздухе местных кают и продолов - с тревогой и надеждой, и с каждой поломкой ГД на судовом ходе - всё сильнее ощутим дух неизбежности. И последний поход может закончится в двух местах - либо во "Вторчермете", либо у насыщенной туристами пристани. Каждый, даже вскользь видевший Коммуну очень боится первого. И каждый, кому известно это судно очень надеется на второе
Надеется, что Легенда будет жить