Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Я не переношу критику на работе".

На написание этой публикации меня сподвигло чересчур "самокритичное" отношение моих клиентов к себе . И речь здесь пойдет о взаимоотношениях руководитель-подчиненный.

Что есть критика и кто имеет на нее право, а что не есть критика.

Критика, согласно Википедии — это анализ и оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности.

Существует такая профессия как критик.

Критики – специалисты, которые анализируют, оценивают и предоставляют развернутый отзыв относительно того или иного культурного явления.

То есть эта категория людей имеет профессиональное право на анализ, оценку и предоставление обратной связи о каком-либо продукте. И хороший специалист здесь никогда не ориентируется на личные, субъективные впечатления и ощущения.

То есть, на мой взгляд, на критику имеют право только профессиональные критики.

Руководитель же может быть психологически здоровым человеком и владеть навыком конструктивного замечания. Например: «Исправьте, пожалуйста, ошибку в документе и будьте впредь внимательны, чтобы в будущем сэкономить наше время». При этом в интонации голоса не должна присутствовать саркастическая или ироническая окраска.

Либо быть психологически нездоровым индивидом, который применяет различные способы психологического насилия:

- обидные реплики и замечания как бы в шутку;

- тотальное недоверие и контроль;

- манипулирование сотрудниками;

- поощрение подхалимства в виде «обласканных» любимчиков;

- повышение голоса, навешивание ярлыков, оценочные суждения;

- высокомерное поведение по отношению к подчиненным;

- претензии к подчиненному, которые зачастую расплывчаты и неясны;

- высказывания при всех о личности подчиненного в негативном ключе;

- обесценивание вклада и компетентности сотрудников;

-насмешки в присутствии других;

- газлайтинг (фраза "тебе показалось", в случае, если подчиненный пытается сопротивляться).

И в случае ошибки, виноватым оказывается всегда сотрудник, начальник не готов признавать свою часть ответственности, даже если она там есть;

Давайте разберемся в некоторых причинах агрессивного поведения руководителя

1.Состояние фрустрации-переживание своей несостоятельности в чем-то,никчемности, невозможности удовлетворить важные для себя потребности. То есть насилие-это способ справиться с фрустрирующими переживаниями.

В этом состоянии включается психологическая защита «замещение».

То есть у начальника существует истинный объект враждебности( муж, который не ценит и не уважает или пьет, или супруга, с которой нет теплых отношений, или вышестоящий руководитель, который недоволен, или же сам начальник, чувствует себя некомпетентным и не на своем месте) и эти истинные объекты замещаются на менее угрожающие для Руководителя, то есть- это подчиненное лицо.

2. Во взаимодействии начальник-подчиненный отыгрываются незавершенные отношения с родителями, где руководитель транслирует модель поведения своих родителей(то, как обращались с ним). При этом в рабочие отношения добавляется много личного, пышным цветом распускаются переносы и проекции.

Достойный руководитель всегда вежлив с подчиненными, не имеет очевидных любимчиков. Сохраняет ответственность за каждым сотрудником, включая себя. Честен, открыт, его слова всегда соответствуют поступкам, интересуется чужим мнением. Не способствует процветанию сплетен и интриганства и осознает свою ответственность за любые токсичные проявления в коллективе.

Не путайте, пожалуйста, понятия «критика» и «психологическое насилие».

Автор: Оксенюк Дина Александровна
Психолог, Онлайн и очно

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru