Найти тему
Достойный

Стыдливо зарабатывая миллиарды

В известном романе "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова был выведен удивительный персонаж

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

Невозможность отказаться от привычного "способа заработка" была высмеяна авторами, хорошо знающими человеческую натуру на излёте НЭП-а в СССР. Давно нет СССР и забыт уже НЭП, но что-то, возможно из ноосферы или другой области общечеловеческого подсознательного сподвигло автора солидного журнала The Economist на совершенно несоответствующий духу капитализма заголовок статьи

Norway is profiting embarrassingly from war in Europe

Слово embarrassingly в английском языке многозначно и два онлайн переводчика выдают разные по смыслу переводы

Яндекс - Норвегия позорно извлекает выгоду из войны в Европе

Гугл - Норвегия смущающе наживается на войне в Европе

однако оба перевода, не смотря на все различия, объединяет одно - с точки зрения автора статьи, Норвегия "делает что-то не то". Степень этого самого "не того" колеблется от решительного осуждения до растерянного признания.

Дальнейший перевод сделан в Яндексе

В течение нескольких месяцев, пока украинцы боролись, а европейцы содрогались от перспективы увеличения своих счетов за электроэнергию, богатейшая страна континента (за исключением Люксембурга) заметно богатела. Поставки энергии в Европу всегда были прибыльными для Норвегии, четвертого по величине экспортера природного газа в мире. Это стало неприлично с тех пор, как Россия, некогда ее соперница в поддержании тепла в Европе, превратила трубопроводы в оружие. По мере того как война и последовавший за ней кризис власти затягиваются, суммы, поступающие на север, становятся все более смущающими. Место, стремящееся к своему имиджу силы добра в мире, вынуждено отбиваться от обвинений в спекуляции войной.

Завидует корреспондент количеству бабла, перетекающего из европейских карманов на север. Где же его протестантская этика? Норвегия ведь не делает НИЧЕГО, отличающегося от её действий годичной давности - продаёт энергоресурсы по цене, что рыночек порешал.

До недавнего времени европейцы, основные клиенты Норвегии, не придирались. Приветствовался любой нероссийский источник энергии, а альтернативы были в основном на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Для западных политиков просить норвежского министра об углеводородах менее неловко, чем делать это от авторитарного нефтяного магната. Норвегия просто потребовала, чтобы ЕС смягчил свои лекции о необходимости страны быстрее отказаться от ископаемого топлива. Это увеличило добычу газа настолько, насколько это было возможно, даже подавив профсоюзные забастовки, чтобы сохранить приток энергии.

Хм, разговор пошёл о морали? Там, где деньги любят в тиши?

Однако настроение испортилось по мере углубления энергетического кризиса. Столкнувшись с проблемами коммунальных служб и потребителей, Европа больше не стремится убирать перья из норвежского гнезда. Первой начала ворчать Польша: в мае ее премьер-министр осудил “нездоровые” цены на газ с севера. Другие протестуют более сдержанно, предполагая, что просвещенный поставщик может предпочесть ограничить цены на газ, по крайней мере, пока бушует война. Норвегия уже давно настаивает на том, что рыночное ценообразование работает, и что сейчас для финансирования перехода к "зеленой" экономике необходимы большие прибыли.

Так это ... капитализм!? Или уже нет?

Чем дольше цены на газ будут оставаться выше, чем на вышедшем из-под контроля воздушном шаре, тем сильнее будет давление на Норвегию, требующую пожертвовать часть своих непредвиденных доходов.

вот и ключевая фраза, очень хорошо знакомая российскому бизнесу, особенно в 1990-е

пожертвовать часть своих непредвиденных доходов.

Жертвуй! Иначе от жертвователя до жертвы окажется короток путь!

Пока об этом в открытую не говорят.

Пока. Ведь никто там не откажется от привычного способа заработка - ни норвежцы, ни потомки "благородных пиратов".

Ну, вы поняли (с)