Все будущие первоклашки обычно очень хотят в школу и первое время ходят туда с удовольствием. Им интересна новая среда, они испытывают естественную тягу к знаниям, а о своем внешнем виде почти не переживают. Но класса с третьего - четвертого у школьника могут начаться проблемы с мотивацией к учебе. Это вызвано нарастающей загруженностью, сложностью школьных заданий, увеличившейся самокритичностью ребенка и другими причинами. Что делать родителям? Как помочь?
Начнем с самого простого: вам надо поговорить с ребенком. Спокойно, без давления, по душам. Найдите подходящий момент, выслушайте его жалобы без критики и лишних вопросов.
После этого (возможно не сразу) уточните следующего детали:
1. Не болен ли ребенок.
2. Не испытывает ли ребенок явного психологического дискомфорта: депрессии, спешки, бессонницы, отчужденности от других детей.
3. Какова атмосфера в классе и школе в целом.
4. Выясните статус ребенка в коллективе одноклассников.
5. Каковы ваши с ребенком взаимоотношения, что надо пересмотреть.
6. Узнайте предпочтения ребенка к предметам и учителям, причины негативного отношения, если они есть.
7. Есть ли усталость ребенка, вызванная дополнительными занятиями в секциях и кружках.
Исходя из новой информации, при необходимости следует
1. Обратиться к врачу и пройти обследование
2. Проконсультироваться у психолога
3. Посоветоваться с классным руководителем
4. Пообщаться с родителями одноклассников
5. Пересмотреть вопросы успеваемости и найма репетиторов
6. Создать дополнительную мотивацию через новую одежду, обувь и школьные принадлежности (если их не слишком много)
7. При необходимости сменить класс или школу
8. Решить вопросы неудовлетворенности ребенка его внешним видом (прически, стиля одежды и др.)
Часто родители слишком строги или равнодушны к детям, и это вызывает непонимание. Ребенок страдает, но не может вам этого объяснить. Он просто бойкотирует все, что от него требуют. Поэтому именно маме надо задуматься о том, что ее дитя – растущая личность, и изменить свой подход, стать мудрее, проницательнее, поставить себя на место ребенка и спросить: «Как ты, родной? Все ли хорошо? Чем я могу помочь тебе?»
Требовательный тон надо сменить на совещательный характер общения. Ведь перед вами уже не тот малыш, каким он был несколько лет назад, а вы продолжаете все контролировать по-старому. Предоставьте ребенку свободу в сочетании с ответственностью за его выбор. Не бойтесь показать, что вы тоже иногда испытываете проблемы и нуждаетесь в советах. Расскажите, как убеждаете себя измениться, чтобы преодолеть страхи, исправить ошибки, переоценить происходящее...