К поездке на Сахалин писатель готовился основательно.
В списке литературы, с которой он считал необходимо ознакомиться, было 65 названий. Были подключены друзья и родственники: они слали атласы и редкие книги, делали выписки в библиотеках, делились советами.
Может показаться странным это место для путешествия. Так и высказался друг Чехова — Суворин, но Антон Павлович резко ответил:
«Сахалин может быть не нужным и не интересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов… Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный … В места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть, в частности, на Сахалин, как военные на Севастополь. Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников и всё это сваливали на тюремных красноносых смотрителей».
Как мы видим, Чехов преследовал свои цели.
Антон Павлович не раз отмечал, что «видел все» на Сахалине, кроме смертной казни, и подчеркивал: «…cделано мною немало. Хватило бы на три диссертации». Все наблюдения и размышления можно прочитать в книге «Остров Сахалин».
Ниже приведены фотографии и маршрут писателя (путь занял 81 день!).
После путешествия на край света, Чехов отправился в Азию. Но об этом совсем скоро.
Читали «Остров Сахалин»?