Найти тему
Исkunstво

Солнечный король Людовик XIV

Люи XIV и Солнце не могли существовать друг без друга. Связь с небесным светилом французский король хотел подчеркнуть и выявить в самых разных направлениях: от идеологии до костюмов, в которых он ходил. Солнце и Людовик идентичны: они неотделимы друг от друга. Если обращаться к философии индуизма, то Людовик, в понимании короля и его круга, есть аватар - то есть воплощение Солнца на земле.

Людовик XIV в роли Аполлона. Анри Гиссей. Костюм для роли Солнца, сыгранной Людовиком XIV в возрасте четырнадцати лет в балете "Ночь", 1648-1658. Гуашь, 10 11/16 дюймов х 7 дюймов (27,2 х 18 см). Национальная библиотека Франции, Париж
Людовик XIV в роли Аполлона. Анри Гиссей. Костюм для роли Солнца, сыгранной Людовиком XIV в возрасте четырнадцати лет в балете "Ночь", 1648-1658. Гуашь, 10 11/16 дюймов х 7 дюймов (27,2 х 18 см). Национальная библиотека Франции, Париж

Большую роль для культуры Франции XVII века играли театральные представления, балетные постановки и "разыгрывания", где мир представлялся в некой изнанке. Так, одно из первых претворений молодого Люи произошло на подмостках в 1650-е годы: сначала в образе Солнца, а затем Аполлона. Став полновластным королем, Люи сделал балетные постановки регулярными, где он продолжал играть божественные и "солнечные" роли.

Гюстав Тодуз. Король Солнце. 1917
Гюстав Тодуз. Король Солнце. 1917

А в 1662 году на праздничной кавалькаде, которая вошла в историю под названием Карусель Тюильри, Люи выступил в роли римского императора, на щите которого было изображено Солнце - защитник короля и всей Франции.

Фрагонар, Теофиль. Король-Солнце в театральном костюме-Людовик XIV на карусели. 1882 Создатель костюмов: Анри Гессей
Фрагонар, Теофиль. Король-Солнце в театральном костюме-Людовик XIV на карусели. 1882 Создатель костюмов: Анри Гессей

Казалось бы, из игровой структуры выросла целая идеология. В этом и прослеживается знаменитая концепция Хейзинги в его книге "Человек играющий". Советую обратиться к труду, чтобы лучше понять как средневековую культуру, так и некоторые моменты Нового времени:

Самые высокие требования предъявляются к индивидуальному искусству жить — требования, следовать которым в перипетиях искусной жизненной игры может только элита.
Это расцвечивание аристократической жизни идеальными формами, жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики; это мир, переодетый в наряды... Весь жизненный уклад облекается в формы, как бы приподнятые до мистерии...

-4

#история #историямоды #историяфранции #мода #историякостюма #людовикxiv