Найти тему
FOMOTEKA

Первое правило современного искусства — отсутствие любых правил

Оглавление

«Свобода есть свобода» Эрика Булатова, 1997
«Свобода есть свобода» Эрика Булатова, 1997

Почему мы так требовательны к современному искусству?

Мы всё ещё слышим «душное» школьное: «Что же хотел сказать автор?», хотя он ничего не говорит (и вообще уже успел умереть) с конца прошлого века. Где корень этого вопроса? В модернизме. Он возник и существовал (первая половина XX века) в период диктатур и догм. Тут не только художников слушали, но и правителей: для многих они были ориентиром, подсказкой и ответом на вопрос «Как?». Отсюда и возникло ощущение, что всегда есть кто-то, кто знает правильный ответ, кто-то, кто объяснит смыслы и покажет, что красиво, а что — нет.

И что, это устарело?

Да. Такой подход больше не работает, а постмодернизм его высмеивает. Приходит Марсель Дюшан, выставляет в галерее писcуар (1917 год!) и подписывает своё авторство. О чём это говорит? Современный художник не обязан создавать ничего нового, он предлагает не форму, а концепцию, и зритель сам определяет, искусство это или нет. Собственно, об этом всё постмодернистское искусство.

«Фонтан» Марселя Дюшана
«Фонтан» Марселя Дюшана

Через 50 лет концепцию закрепляет Ролан Барт своим выдающимся эссе «Смерть автора»: нет больше никакой диктатуры художника; то, что мы видим в произведении — это мы сами. Ответственность за восприятие — на нас.

Как тогда понимать такое искусство?

Современное (и актуальное) искусство всегда отражает состояние общества и политические изменения. Чтобы идти с ним в ногу, важно смотреть по сторонам.

Акция «Человек с политическим лицом» Олега Кулика
Акция «Человек с политическим лицом» Олега Кулика
-4

Например, Энди Уорхол и его последователь Джефф Кунс показали, как устроено капиталистическое общество в эпоху потребления и массового производства. Первый тиражировал сам себя (где тут, кстати, автор?) и стёр грань между банкой супа и элитарностью искусства: вы можете купить банку супа или произведение искусства с банкой супа. Второй доказал, что обществу потребления не так важно искусство в принципе: вы не хотите знать о Моне и его творчестве — вы хотите китчёвую сумку Louis Vuitton.

«32 банки супа Кэмпбелл» Энди Уорхола
«32 банки супа Кэмпбелл» Энди Уорхола
Скульптура «Блеск» Джеффа Кунса
Скульптура «Блеск» Джеффа Кунса
Коллаборация Джеффа Кунса и Louis Vuitton
Коллаборация Джеффа Кунса и Louis Vuitton
-8
-9

А китайский концептуалист Ай Вей Вей разбивает в перформансе старинную вазу, говоря о том, что местному правительству нет дела до китайской культуры, и оно не стремится её сохранить.

Кто определяет цены на произведения современного искусства?

Критики, галеристы, кураторы... и сам зритель. Об этом нам говорит последняя (и очень скандальная) работа Маурицио Кателлана — банан, приклеенный скотчем. Произведение искусства здесь — не банан и скотч, а факт покупки: суть как раз в том, что за приклееный к стене фрукт готовы отдать $120 тысяч. Сегодня зритель приобретает не материальное произведение искусства, а смыслы вокруг него, историю, стояющую за ним.

Comedian. Маурицио Кателлан
Comedian. Маурицио Кателлан

Получается, сегодня искусством может быть всё что угодно?

Однозначно ответить на этот вопрос было бы по-модернистски с моей стороны: в эпоху пост- и метамодернизма важны плюрализм мнений и отсутствие правил. Объективной красоты больше не существует, но есть небольшой ориентир — вы сами: если произведение вызывает (любые) эмоции и реакции, побуждает думать и задавать вопросы, вы можете считать это искусством.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена Хёрста, 1991
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена Хёрста, 1991
Скульптура «Левиафан» Аниша Капура, 2011
Скульптура «Левиафан» Аниша Капура, 2011
«Ледокол» Тимура Новикова, 1987Первое правило современного искусства — отсутствие любых правилПервое правило современного искусства — отсутствие любых правил
«Ледокол» Тимура Новикова, 1987Первое правило современного искусства — отсутствие любых правилПервое правило современного искусства — отсутствие любых правил