Найти в Дзене

Butterfly Temple. Окольное братство нетленного мира... ЕР (2022). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: pagan metal

Страна: Россия

Лейбл: I.D.L. Records

Дата выхода: 29 апреля 2022

Butterfly Temple заслужили свою известность не только как одни из зачинателей российского языческого метала, но и как оригинальные музыкальные исследователи. Это вполне четко прослеживалось еще на их первых студийных работах “Велес” (1999) и “Колесо Чернобога” (2001), которые на тот момент звучали достаточно авангардно, не ограничиваясь стандартным этническим антуражем. Такая тенденция продолжилась и в дальнейшем.

Начиная с юбилейного альбома “Вечность” (2015), творчество Butterfly Temple стало уже труднее причислять к чистому pagan-metal. Звучание группы планомерно избавлялось от фолковой составляющей, выделив ей весьма ограниченное пространство, а лирическая канва еще больше углубилась в психоанализ и философию. На своем выдающемся откровении “Волчье солнце” (2020) музыканты отчетливо дали понять, что намерены следовать путем развития без оглядки назад.

-2

Их новейший EP “Окольное братство нетленного мира” можно считать еще одной промежуточной ступенью на пути к новым преобразованиям. Данный релиз столь же аутентичен, сколь и экспериментален, а потому вполне может считаться уникальным артефактом. Тем более, что выпущен он был ограниченным тиражом.

Четыре новых композиции, составляющие его основу, продолжают мелодично-монументальную стилистику “Волчьего сердца”, но в своем развитии заходят еще дальше. Пейган-метал все чаще уступает место иным формам, которые при желании можно обозначить как арт-метал, если таковой вообще существует. Материал не стремится в первую очередь поразить бравурной гимноподобностью концертных боевиков, хоть и вполне заточен для живых выступлений. Он представляет собой нечто более степенное, углубленное, направленное на саморефлексию и внутреннее упорядочение.

Сегментная, но удивительно гармоничная структура композиции “Разлетится черной стаей” навевает мысли чуть ли не о прог-метале, но ее удивительно мощная подача выступает надежным якорем. Осенняя меланхолия “В моих глазах” более минорна и поэтична, полна экспрессии, отчаянного надрыва и полновесной металлической ярости.

Мрачный драматизм “За серой мглой” плавно перерастает в более характерный для BT эпический грозный стафф с неизменными лирическими отступлениями. Что касается “Зазеркалья”, то это поистине самый дерзкий эксперимент группы по слиянию поэтических декламаций и холодного пульсирующего дарк-синта (!).

Тексты полны философских метаний и глубоко затаенных переживаний лирического героя, которые не предназначены для посторонних. Он добровольно отрицает все лишнее, искусственное и ищет ответы на вечные вопросы мироздания. Проводником его является природа, благодаря ей он ощущает едва уловимую связь с далекими пращурами.

Подобные мотивы вполне приемлемы для Butterfly Temple, которые с самого начала пытались вникнуть в мировоззрение наших предков, но теперь вместо погружения в историко-ритуальный контекст они рисуют фигуру нашего современника, который старается прозреть, понять, узнать, избавиться от иллюзий.

Надо сказать, фронтмен и вокалист BT Андрей Матюшенко превосходно передал этот текстовый посыл. Он в полной мере раскрыл свой потенциал на полнометражном альбоме и не менее убедительно выступил на этом ЕР. Его напевный клин-войс порой достигает чуть ли не эстрадных границ и полон возвышенных и трогательных высот, в то время как ожесточенный скриминг добавляет необходимых агрессивных акцентов.

Придраться не получится и к инструментальной работе. Гитарный дуэт Михаила Шматко и Валерия Острикова выдерживает безукоризненный баланс между тяжестью и мелодизмом, не забывая генерировать запоминающиеся риффы и фигуры и искусные переходы между ними. Ритм-секция поражает рельефными басовыми линиями Виктора Пряжнова и напористым грувом Мирона (“Путь Солнца”), давнего знакомого группы, который сменил за барабанной установкой Алексея Спорышева, отдавшего BT двадцать пять лет жизни.

Клавишные Сергея “Авена” Аванесова по-прежнему выступают неотъемлемой составляющей и щедро наделяют композиции то грозными и воинственными (как в старые времена), то торжественно-мрачными и экспрессивными пассажами, проявляя предусмотрительную умеренность и гибкость. Композиции отличаются проработанностью и слаженностью, каждая партия находится на своем месте, каждая нота осмысленна. И все это подано под хрустящим, слегка резковатым, но мощным и прозрачным саундом, позволяющим насладиться малейшими деталями.

Что касается двух оставшихся треков, то их присутствие можно объяснить исключительно “научными” помыслами переосмыслить свой бэкграунд. В своем новом воплощении “Черный Перун”, несомненно, зазвучал мощнее, но многие поклонники “Храма Бабочки” (и автор рецензии в том числе) скажут, что композиции явно не достает оригинальной “архаичной” сырости и мистицизма. Трек “Неизбежность” с альбома “Вечность” и вовсе приобрел акустическую основу, приближаясь к релизам в жанре tribal. Словом, эта та фолк-составляющая, которой, возможно, не хватает релизу.

Как уже говорилось выше, “Окольное братство…” выглядит как некое промежуточное звено между двумя берегами. И, если с прошлым все достаточно ясно, то будущее BT еще не написано. Миньон призван отразить композиторские амбиции и широкий кругозор музыкантов, которые дали понять, что не собираются закостенеть в своем амплуа основоположников и корифеев жанра и поэтапно совершенствуют свой исполнительский уровень.

Прежде всего это качественная и серьезная работа, которую нельзя заключить в определенные рамки, но при этом ей не откажешь в проникновенности и соблюдении определенных традиций. Подобную смелость идей редко можно ожидать от отечественной метал-группы с 25-летним стажем, для которой музыка, к счастью, до сих пор не превратилась в нечто рутинное и обыденное.

#metal from russia #butterfly temple #pagan metal #folk metal #metal music #рецензии #музыкальные обзоры