Найти в Дзене
Спасилен (Spasilen)

Первая медицинская школа в России

Оглавление

В рамках рубрики «История медицины» сегодня мы расскажем о становлении первой медицинской школы в России.

1707 год – год начала российского высшего медицинского образования.

Строительство первой госпитальной школы было начато в 1706 году в Москве в Немецкой слободе (нынешний район Лефортово), и уже в 1707 она была открыта и приняла нуждающихся в лечении. Основание такой школы было очень важным для Петра I с точки зрения подготовки «отечественных» кадров: практически все врачи на тот момент были иностранного происхождения. Поэтому преподавательскому составу и качеству учебных материалов в этой школе было уделено большое внимание – они не уступали лучшим европейским учреждениям тех времен.

К тому же, сам Петр I имел довольно неплохие знания в области медицины: он прослушал курс в Лейденском университете (Нидерланды), там же увидел анатомические музеи, лучшие больницы и познакомился с выдающимися врачами. Анатомические музеи вызвали живой интерес у Петра I, что сподвигло его приобрести свою знаменитую коллекцию анатомических «монстров» – детей, рожденных с пороками развития. Эта коллекция стала основной первого анатомического музея России – Кунсткамеры.

Первая госпитальная школа сейчас – это Военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. Сохранился и функционирует по сей день.
-2

В течение 26 лет эта школа была единственным в России учебным медицинским учреждением.

Кто мог поступить в госпитальную школу?

Чтобы поступить в медицинскую школу, была нужна «базовая» подготовка: духовное училище или же славяно-греко-латинская академия, т.е. уже изначально у поступающих сюда был высокий уровень подготовки. Знание латинского языка, философии, трудов римских и греческих писателей и философов были обязательны.

Николай Ламбертович Бидлоо – первый директор первой госпитальной школы

Что изучали в школе?

Программа преподавания была обширная: углубленное изучение большого количества медицинских дисциплин. Помимо этого, изучались анатомия, фармакология, неврология, челюстно-лицевая хирургия и оперативная хирургия. Знания давались поистине обширные.

При госпитале был обустроен и собственный «лекарственный» огород с необходимыми травами, поэтому давались и знания по лекарственным травам и их практическому применению.

Практическое преподавание на специально подготовленных анатомических препаратах с патологиями по труду Н.Л. Бидлоо «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре». Примечательно, что Н.Л. Бидлоо также был выпускником Лейденского университета, где обучался и Петр I.

-3

Срок обучения зависел от успеваемости учащихся. Через 3 года успешного обучения и сдачи экзаменов ученикам присваивалось звание «подлекарь» (что-то среднее между нынешними врачами и фельдшерами).

Надо сказать, что учить и учиться было сложно. На самый первый курс было зачислено 50 человек. Из них 6 умерло, 8 сбежали, 1 отдан в солдаты, 2 взяты в школу, осталось 33 ученика. Но руководство школы умело разглядеть таланты к медицине в учениках.

Еще через 2-3 года ученики становились лекарями после сдачи экзамена по хирургии. Это был самый главный и важный экзамен, так как готовили лекарей в основной для армии и флота.

Статистика в цифрах

За время руководства Н.Л. Бидлоо было подготовлено 10 выпусков и 112 впервые дипломированных лекарей в России.

89 выпускников подтвердили свои знания в лучших университетах Европы и защитили докторские диссертации, 26 – в медицинской коллегии и Московском университете. Некоторые выпускники остались преподавателями в госпитальной школе.

К 1830 году дефицит врачебных кадров был ликвидирован.

Благодаря стараниям руководства, госпитальная школа стала одним из культурных центров Москвы с собственным театром. Особой гордостью школы стали открытые занятия в анатомическом театре.

Памятник Н.Л. Бидлоо и Петру I в Военном госпитале им. Н.Н. Бурденко
Памятник Н.Л. Бидлоо и Петру I в Военном госпитале им. Н.Н. Бурденко

Создание первой госпитальной школы положило начало подготовке высококвалифицированных медицинских кадров повсеместно. С учетом возрастающих потребностей армии, флота и заводов, требовались знания не только в хирургии, но и навыки лечения внутренних болезней, чтобы обеспечивать медицинское обслуживание раненых и рабочих в больших количествах и бороться с возникающими эпидемиями.