Сериал «Песочный человек», который недавно вышел на экраны, вызвал неоднозначную реакцию со стороны зрителей. Одна из претензий – владыку Ада Люцифера в нём играет женщина. В оригинальном комиксе Нила Геймана — это существо не имеет пола. Мы решили разобраться, всегда ли у мифологических персонажей, связанных с Преисподней, есть определенный пол и всегда ли он при этом мужской? Бывает ли гендерная неопределенность, сочетание или смена гендерных ролей у подобных персонажей?
За ответом мы обратились к Юрию Берёзкину — доктору исторических наук, профессору факультета антропологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге.
Ответ:
В народной культуре никаких андрогинов нет. Такое очень редко встречается в жреческих, в сущности философских построениях, которые людям мало известны. В любых традиционных европейских (да и всех остальных) мифологиях персонажи четко делятся на мужчин и женщин.
Скандинавская Хель (отсюда англ. Hell, ад) — женщина, но она никаким образом не связана с библейским дьяволом, или сатаной, который, скорее всего, восходит к авестийскому Ангра-Майнью, в пехлевийское время ставшему Ахриманом.
Хозяином нижнего мира у скандинавов был Утгарда-Локи — мужчина. В Пятикнижии никакого дьявола вообще нет. Змей-соблазнитель — это всего лишь змей, а не дьявол. Шумерская Эрешкигаль — женщина, сестра Инанны, и она тоже не сатана, хотя персонаж неприятный. В христианской и исламской традициях сатана есть мужчина, конкретно и однозначно. И верховный Бог под любыми названиями — тоже мужчина.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал — там больше интересного.
#сериалы #песочныйчеловек #наука #политехническиймузей