14 сентября (по другим данным – 19 сентября) 1942 года на заводе имени Сталина было организовано конструкторское бюро легковых автомобилей, которому поручили разработать новый советский лимузин.
Это было необыкновенное по своей смелости решение. Положение на фронтах Великой Отечественной еще не было определенным. Врага отбросили от Москвы, но впереди были и битва за Сталинград, и Курское сражение – только тогда наступил перелом в войне.
Непросто было и самому столичному заводу. Тяжелейшая эвакуация по трем основным направлениям в конце 1941 года почти сразу сменилась реэвакуацией, имевшей целью возобновить выпуск грузовиков в Москве. Грузовиков, столь нужных фронту. Трехтонку ЗИС-5 вернули на производство к осени 1942-го, более того, освоили выпуск полугусеничной модификации ЗИС-42. Это не говоря о том, что продолжалась работа на производственных площадках в Ульяновске и Миассе.
До лимузина ли сейчас? Но в Кремле решили – да, пора готовиться к мирному времени. И проектировать советский лимузин на смену устаревшей модели ЗИС-101. За основу взяли (точнее будет сказать – было сверху рекомендовано) американский «Паккард», любимый автомобиль вождя. КБ возглавил Борис Фиттерман, позже работу продолжил его заместитель Андрей Островцев, ставший ведущим конструктором модели. Он осмелился, по-другому не скажешь, спроектировать для 110-го собственный кузов – да, имевший отсылки к любимому вождем «Паккарду», но все же оригинальный.
В небывалый срок машина была готова. В 1944-м утвердили макет, а уже в победном 1945-м, в июле новый автомобиль встал на производство. Причем его собирали не штучно, как последующие членовозы, а массово, более того – ЗИС-110 использовали в народном хозяйстве.
Примеры? Эти автомобили работали в качестве скорой помощи. Обслуживали пассажиров на линии маршрутного такси Москва – Владимир. И даже снимали кино. Был и бронированный вариант для Сталина ЗИС-115 – тот самый, где стекла дверей из-за их веса поднимали встроенными гидравлическими домкратами.
Автомобиль производили до 1958 года, собрав более 2000 экземпляров. За ним последовали другие легковые ЗИЛы – все более официальные и все менее народные. Увы, ныне нет ни ЗИЛа, ни его бюро легковых автомобилей.
Впрочем… черты того самого державного нашего лимузина ЗИС-110 нашли отражение в современном «Аурусе». Далеко заглянули инженеры КБ 80 лет назад…