Найти в Дзене
Martinian

Прокатился на речной маршрутке - СПК "Валдай": новые скоростные суда на средней Волге

Привет, уважаемая публика! Когда-то скоростное речное сообщение на средней Волге процветало. Куда только не ходили "Ракеты", "Кометы", "Восходы" и "Метеоры" из Казани: в Набережные Челны, в Чебоксары, в Ульяновск, в Чайковский, в Нижний Новгород. Можно было уехать как вверх по Волге, так и вниз, можно было уйти на Каму... К сожалению, с приходом 90-ых тема скоростных пассажирских перевозок во Волге и Каме из Казани стала постепенно умирать. Судов, которые оставались в работе, становилось всё меньше, направлений - тоже. В последние 10-15 лет из Казани на "Метеорах" можно было уехать только в Болгары и Тетюши. Плюс эпизодически скоростные суда ходили до Свияжска. Летом 2022-го года пришла хорошая новость: чебоксарский речной порт запустил регулярные рейсы своих СПК "Валдай" от Чебоксар до Казани и обратно. С огромным трудом мне удалось купить билеты на этот маршрут, и в конце июля мы с супругой промчали по Волге на "Валдае" от столицы Чувашии до столицы Татарстана. Делюсь своими впечатле
Оглавление

Привет, уважаемая публика!

СПК "Валдай" в казанском порту
СПК "Валдай" в казанском порту

Когда-то скоростное речное сообщение на средней Волге процветало. Куда только не ходили "Ракеты", "Кометы", "Восходы" и "Метеоры" из Казани: в Набережные Челны, в Чебоксары, в Ульяновск, в Чайковский, в Нижний Новгород.

Можно было уехать как вверх по Волге, так и вниз, можно было уйти на Каму... К сожалению, с приходом 90-ых тема скоростных пассажирских перевозок во Волге и Каме из Казани стала постепенно умирать. Судов, которые оставались в работе, становилось всё меньше, направлений - тоже.

В последние 10-15 лет из Казани на "Метеорах" можно было уехать только в Болгары и Тетюши. Плюс эпизодически скоростные суда ходили до Свияжска.

Летом 2022-го года пришла хорошая новость: чебоксарский речной порт запустил регулярные рейсы своих СПК "Валдай" от Чебоксар до Казани и обратно. С огромным трудом мне удалось купить билеты на этот маршрут, и в конце июля мы с супругой промчали по Волге на "Валдае" от столицы Чувашии до столицы Татарстана. Делюсь своими впечатлениями и наблюдениями.

Что такое СПК "Валдай"

Суда на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р" производят в ЦКБ им. Алексеева в Нижегородской области.

Первое такое СПК спустили на воду в 2017-м году, но серийное производство началось только в 2019-м. По состоянию на конец 21-го года всего выпустили 16 судов.

СПК "Валдай": рубка спереди наверху, пассажирский салон - сзади внизу
СПК "Валдай": рубка спереди наверху, пассажирский салон - сзади внизу

Сразу хочется отметить, что "Валдай" гораздо меньше, чем, к примеру, "Метеор". Первый рассчитан всего на 45 пассажиров, а у последнего были салоны более чем на 100 человек, (в зависимости от модификации). Поэтому я и назвал в заголовке "Валдай" речной маршруткой.

Ещё несколько фактов про СПК "Валдай":

  • дизельный 12-цилиндровый двигатель MAN,
  • скорость хода - 65 км/ч,
  • используется технология подводных крыльев, а само судно приводится в движение полупогружным гребным винтом.

Покупка билетов

Чебоксарский речной порт организовал продажу билетов на "Валдай" до Казани на своём официальном сайте, и это хорошо.

Но организация хромала. Несколько вкладок по разным моделям "Валдая" и разным направлениям (туда-обратно), не самый дружественный интерфейс и т.д. И я так и не понял, за сколько дней они открывали продажи на рейсы...

Сначала мы планировали прокатиться всей семьёй на "Валдае" одним днём из Казани в Чебоксары и обратно в начале июля. Но билеты в нужном количестве купить я так и не смог.

Потом мне удалось приобрести пару билетов, (на себя и жену), в одном направлении на конец июля, но никак не получалось оформить билеты обратно. Буквально за пару дней до поездки появилось несколько свободных мест, и вуа-ля - они стали нашими!

Стоит отметить, что в самом начале июня запустили по одному рейсу, в 8:00, из Чебоксар в Казань и из Казани в Чебоксары, а буквально через несколько дней добавили второй - в 16:00. И даже при высокой стоимости билета (600 рублей), они раскупались за считанные часы.

Думаю, что перевозчик смело мог ставить на лето не два, а 10 рейсов в день, и они бы раскупались. Полагаю, что 450 пассажиров на маршрут между двумя крупными соседними городами, (один из которых стал весьма популярным туристическим центром), находилось бы без проблем. Но, видимо, у них ни желания, ни судов-то столько нет...

Рейс отменён!

Менее, чем за сутки до нашего отправления из Казани в Чебоксары, мне поступило такое сообщение:

При отправлении в 8 утра сообщение об отмене пришло накануне, в 16:57
При отправлении в 8 утра сообщение об отмене пришло накануне, в 16:57

"Вот это поворот!", - подумал я, и стал искать маршрутку до Чебоксар.

Была ли это действительно поломка, ("Валдай" - новое судно), или рейс отменили по каким-то другим причинам - для меня осталось загадкой...

Нашу поездку отменять мы не стали, поскольку деньги за бронь отеля уже не смогли бы вернуть. А вот деньги за билет на "Валдай" пришли на карту только через неделю.

Досмотр

Все полтора дня прогулок по Чебоксарам мы гадали: отменят ли обратный рейс? Но никаких сообщений не поступало, поэтому мы с радостью отправились в чебоксарский порт на посадку.

Про досмотр хочется рассказать отдельно. Не покидало ощущение, что мы приехали в аэропорт, а не на речной вокзал.

Сначала проходишь досмотр в небольшой будке. Причём она настолько компактная, что очередь фактически стоит на улице, под открытым небом.

Показываешь оригиналы документов, которые указал при оформлении билетов на сайте, распечатку самих билетов никто не требует.

Чистая зона перед посадкой на "Валдай" в Чебоксарах
Чистая зона перед посадкой на "Валдай" в Чебоксарах

На досмотре всё очень и очень строго. Меня попросили вытащить из рюкзака ноутбук и включить его. Также потребовали включить фотоаппарат. В самом рюкзаке тщательно осмотрели все вещи. Затем прошёл через рамку, предварительно опустошив все карманы...

После досмотра выходишь в т.н. "чистую зону". Это небольшая площадка под открытым небом. Да, 45 человек на ней размещаются без проблем, но лавочек на всех не хватает, да и навесы весьма скромные. В нашем случае была жаркая солнечная погода, как там во время дождя и ветра - даже думать не хочется.

Поехали!

СПК "Валдай" на Волге
СПК "Валдай" на Волге

В чистой зоне мы просидели более получаса. Запускать на "Валдай" начали ровно в 16 часов. Посадка прошла достаточно быстро, людей то немного, но по факту отправились с небольшим опозданием.

Посадка на СПК "Валдай" в Чебоксарах
Посадка на СПК "Валдай" в Чебоксарах

Внутри

Компоновка пассажирского салона "Валдая": 3+3.

В салоне СПК "Валдай"
В салоне СПК "Валдай"

Если мне не изменяет память, то на нашем рейсе из 45-ти мест свободно было только одно.

Каждое место, кстати, оборудовано поясным ремнём безопасности.

Рекомендация
Рекомендация

Кресла достаточно узкие, но мягкие, впереди есть кармашки.

В салоне СПК "Валдай"
В салоне СПК "Валдай"

Ощущения от езды на "Валдае" ни на что не похожи. После разгона передняя часть судна поднимается на крыльях, а по бокам возникают многочисленные брызги.

В пути
В пути

Мы сидели на самом последнем ряду и были как бы внизу, а те, кто сидел впереди - выше. Качка при движении совсем небольшая. Вообще, мне процесс поездки понравился. И скорость чувствуется... Многие пассажиры в начале пути даже снимали его на видео, а потом почти все уснули.

Заявленное время в пути - три часа, но по факту добрались за два с половиной. На маршруте есть один шлюз, и в него мы "залетели" сходу. А процесс шлюзования - это тоже определенный аттракцион, особенно для тех, кто в первый раз. Предположу, что на подходе к шлюзу может быть очередь, для этого и заложен запас по времени.

Отмечу, что выходить из салона наружу запрещено, можно пройти только в туалет в задней части судна.

В Казани сфотографировал "Метеор": по сравнению с "Валдаем" он просто огромный!
В Казани сфотографировал "Метеор": по сравнению с "Валдаем" он просто огромный!

По дороге или по реке?

Из Казани до Чебоксар мы ехали на микроавтобусе, и дорога заняла тоже 2,5 часа. Если сравнить эти две поездки, то я, конечно, проголосую за поездку по реке на "Валдае". Она переносится гораздо легче, приятнее, красивее. И в салоне была весьма комфортная температура, несмотря на +32 за бортом.

Путешествие по реке - это всегда красиво и интересно! И тот факт, что скоростное пассажирское сообщение на средней Волге хоть как-то начало развиваться, конечно же, не может не радовать.

P. S. Сейчас зашёл на сайт чебоксарского речного порта и не увидел там продажи билетов на "Валдай". Видимо, они совершали рейсы только в летние месяцы. И это печально, поскольку как минимум весь сентябрь можно ещё спокойно ходить: и погода, и обстановка на реке позволяют. Могли бы сохранить хотя бы по одному рейсу в день.

P. P. S. Также летом на "Валдаях" из Чебоксар можно было уехать на Свияжск и, если не ошибаюсь, в Мариинский посад. А ещё эти суда возят пассажиров в Нижегородской области.

-------

Теперь вам слово, уважаемые читатели: доводилось ездить по Волге на "Валдаях"? А на "Метеорах"? Делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал - впереди много интересного!

-------

Толкишская башня - памятник архитектуры, затерявшийся в полях Татарстана

Cruise ship watching в Болгарах

Запустили электричку "Нижний Новгород - Казань": хорошо это или плохо?

#Волга #валдай 45р #судно на подводных крыльях #речные путешествия #казань #чебоксары #татарстан #чувашия #речной транспорт #личный опыт