Найти тему

Истребитель «Аттакер»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Началом создания этого истребителя можно считать последние месяцы 1943 г., когда группа конструкторов фирмы «Роллс-Ройс» во главе со Стенли Хукером приступила к созданию нового реактивного двигателя. Этот ТРД с центробежным компрессором стал впоследствии знамени­тым двигателем «Нин». Первые самолеты с этим двигателем стала строить фирма «Глостер», а за­тем в 1944 г. к делу приступила и фирма «Супермарин». Фирма «Супермарин» ассоциировалась в английской авиации с мощью, скоростью и надежностью, а самым известным истребителем этой фирмы был истребитель Второй мировой войны «Спитфайр». Вышедшие к тому времени уточненные требования Е. 1/44 ВВС страны к новому истребителю стали для Джозефа Смита, главы КБ фирмы, стимулом для того, чтобы приступить к проектированию повой машины с крылом ламинарною профиля.

Работа по ламинарному профилю крыла велась с ноября 1942 i. совместно с национальной физической лабораторией. Этот профиль был испытан в июне 1944 г. на истребителе «Спайтфул», который представлял собой серийный истребитель «Спитфайр» XIV. Конструкция «Спайтфула» и стала базовой при создании первого реактивного самолета, получившего индекс Тип 392. Первый прототип «Спайтфула» потерпел катастрофу, причину которой так и не уда­лось установить. Тем не менее катастрофа не повлияла на темп работ по реактивному истреби­телю. Испытания поршневого истребителя «Спайтфула» выявили плохую управляемость на ма­лых скоростях полета и сложность посадки на палубу авианосца.

От «Спайтфула» осталось прямое крыло с ламинарным профилем и шасси с хвостовым ко­лесом, которое и стало главным недостатком будущей машины. Реактивный двигатель стоял в центральной части фюзеляжа, а выхлопное сопло в хвостовой части. Но бокам кабины распо­лагались нере1упируемые воздухозаборники ковшового типа. Вооружение сохранилось четы­ре пушки калибра 20 мм (по две на каждой плоскости).

В сентябре 1944 г., после доработанных военными технических требований на самолет, фир­ма получила заказ на постройку трех прототипов. Проектируемый истребитель прежде всего создавался для флота, и применение ламинарного профиля для палубной машины конструкто­ров настораживало. В июле 1945 г. фирма «Супермарин» получила предварительный заказ на 24 истребителя Тип 392 (6 по спецификации Е. 10/44 и 18 палубных истребителей по специфи­кации Е. 1/45). На первых четырех машинах для флота не планировалось складывание консо­лей, а на следующих законцовки крыла должны были подниматься вверх с помощью гидравли­ки. Первый прототип истребителя Тип 392 (по спецификации Е. 10/44) был готов летом 1946 г. Самолет перевезли на базу в Боскомб Даун, и там 27 июля 1946 г. летчик-испытатель Джэффри Куилл совершил первый полет. Испытания сразу же показали неудачность размещения шасси с хвостовым колесом, при взлете реактивная струя разрушала грунтовое покрытие аэродрома. Второй прототип самолета, получивший обозначение Тип 398 (спецификация Е. 1/45) с именем «Аттакер», немного отличался от первою прототипа. Были доработаны киль и закрылки, увели­чена емкость топливных баков и установлен тормозной гак под хвостовой частью фюзеляжа.

Первый полет доработанного истребителя был совершен в июне 1947 г. под управлением летчика-испытателя Майка Литгоу. Гак же как и первый образец, самолет обладал недостаточ­ной путевой устойчивостью, что затрудняло прицеливание и ведение огня из пушек. Первая по­садка на палубу авианосца «Илластриес» была совершена 15 октября 1947 г., се выполнил лет­чик-испытатель Майк Литгоу. В июне 1948 г. второй прототип истребителя потерпел катастро­фу, причина осталась невыясненной. В связи с потерей первого самолета срочно доработали первый прототип до палубного варианта и оснастили его всем необходимым оборудованием. В феврале 1948 г. первый прототип истребителя установил мировой рекорд скорости на дистан­ции 100 км по замкнутому маршруту, достигнув скорости полета 909 км/ч.

В то время на вооружении Королевского флота основной парк истребителей составляли поршневые самолеты, и настала необходимость перевооружения на реактивную технику. В свя­зи с тем что. кроме истребителя «Аттакер», других не было, приняли решение на их выпуск. Первый серийный истребитель «Аттакер» F.Mkl взлетел с полосы завода в Чилболтоне в мае 1950 г. В нижней части фюзеляжа был установлен дополнительный топливный бак каплевидной формы емкостью на 1136 л. Первым авианосцем с эскадрильей палубных истребителей «Атта­кер», ставшим на боевое дежурство, был «Игл», и поэтому 4 марта 1952 г. стал праздником для всего Королевского флота Англии. В одном из полетов в мае 1950 г. при испытании воздушных тормозов у серийного «Аттакера» неожиданно сложилась правая законцовка крыла. Летчику Колхауну с огромным трудом все же удалось посадить самолет, за что он получил медаль Георга. Но уже через два года, в мае 1954 г., первая эскадрилья была расформирована, а истребители стали снимать с вооружения как неудачные. Такое развитие событий нанесло фирме «Суперма­рин» не только материальный, но и моральный ущерб. Выведенные из боевого состава самоле­ты еще около двух лет летали во вспомогательных частях.

Уважаемые читатели! Поддержите канал!