О Годаре сейчас будет написано много. Думаю, многие считали, что он умер давным давно или, по крайней мере, сто лет как не снимает, - а ведь его последнему фильму едва три года. Он так и остался олицетворением "новой волны", теперь уже давно не новой, но по-прежнему поразительной: недавно, после смерти Бельмондо, я пересматривал "На последнем дыхании", и он до сих пор очень хорош.
А мне почему-то хочется сказать о фильме, который Годар не снял, хотя и начал. Но так получилось, что именно в нём я впервые увидел мастера "живьём".
В 1968-м Годар хотел снять в США первый из своих "маоистских" документально-политических фильмов о "новой революции в Америке" по аналогии с событиями "Красной весны". Проект получил название "One A.M." (что принято расшифровывать как "One American Movie"). Вторыми режиссёрами были наняты пионеры "прямого кино": будущий лауреат "Оскара", великий документалист Д. А. Пеннебейкер и британец Ричард Ликок. В роли рассказчика должен был сниматься Рип Торн.
Как мы знаем, никакой "новой революции" в Америке не произошло, и Годар к проекту охладел. Пеннебейкер со временем перемонтировал фильм и выпустил его в 1972-м как "One P.M." ("One Parallel Movie" или "One Pennebaker Movie"). "One P.M." прошёл практически незамеченным и, по сути, остался в истории единственной 8-минутной сценой - да и то не сценой самой по себе, а тем влиянием, которое эта сцена оказала.
Из воспоминаний Грейс Слик:
Вот что надо сделать, если у вас есть группа и вы хотите бесплатной рекламы: надо всего лишь сыграть концерт очень громко (децибел 150, не меньше) где-нибудь на крыше одного из небоскребов Манхеттена. Мы так и сделали, посчитав, что выйти из тюрьмы под залог будет дешевле, чем нанять человека, способного поднять шумиху такого же масштаба. Вообще-то надо было сделать это еще и в голом виде... Об этом мы как-то не подумали, поэтому Годар, ведший съемку из дома напротив, где располагался офис студии Ликока-Пеннебейкера, запечатлел нас на крыше отеля "Шуйлер" полностью одетыми.
Когда мы были готовы, Марти схватил микрофон и заорал: "Проснись, Нью-Йорк, пора вставать!" К нам присоединились подъехавшие актеры Рип Торн (в ярко-красном шарфе) и Пола Мэттер (закутанная в простыню). К несчастью, они были не единственными. После исполнения двух песен, "Somebody To Love" и "We Can Be Together" появился полицейский и приказал нам прекратить играть, поскольку мы "нарушаем покой мирных жителей". Мы решили, что фильм будет еще лучше, если мы продолжим. Сказано - сделано. Машины, завидев нас, притормаживали, обыватели замирали, а служащие различных компаний приветливо махали из окон своих контор. Появились еще человек пять полицейских, они стали пытаться прогнать Рипа и Полу. Когда те отказались уходить, их арестовали и увезли в Восемнадцатый участок.
Вот эта сцена: группа Jefferson Airplane играет первый в истории концерт на крыше (The Beatles сделают двумя годами позже, U2 - ещё почти 40 лет спустя). На пятой секунде в окне виден Жан-Люк Годар.
Adieu, Maître!
#кино #имхи_и_омги