Найти тему
2,9K подписчиков

Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Окончание

Начало, Ч 2

Начало, Ч 2 13 правило святителя Василия Великого гласит: "Убийство на войне отцы наши (см. послание Св.

13 правило святителя Василия Великого гласит:

"Убийство на войне отцы наши (см. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не считали за убийство, извиняя, как мне кажется, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, было бы хорошо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн."

Ключевая фраза: «Убийство на войне отцы наши не считали за убийством».

Для святителя смерть врагов на войне не является убийством, на войне «справедливой» - войне, с целью защиты правого дела, защиты от насилия и зла.

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которым следовала древняя церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет.

Я как-то выкладывал эпизод из книги генерала Дроздова Ю.И, где он рассказывал о встрече с творческой интеллигенцией. Один из выступающих рассказал легенду о крещении одного из славянских племён. Вождь первым принимал таинство крещения, чтобы подать пример остальным. Он вошел в реку, вынул из ножен меч, и, высоко подняв его, трижды погрузился в воду.

Окунулся, не окунув меча. И на вопрос священника-миссионера: «Почему ты не смочил твоего меча?»

Вождь ответил: «Я крестился. Теперь я христианин. Я буду соблюдать Христовы заповеди, буду жить, как велит мне моя вера. Я стану добрым и справедливым, я буду всех прощать. Но меч мой… Но меч мой никогда не должен быть добрым к моим врагам! Он никогда не будет добрым к врагам моего племени – он не для того предназначен! Меч в моей руке для того, чтобы защищать меня и мое племя, и ему нельзя быть добрым, как мне. Мой меч никогда и никого не простит и всегда будет защищать мою землю и мой народ».

Однако, сила христианства не в интеллектуально—сакральной, эмоциональной эквилибристике милитаристскими словами и смыслами. Сила христианства во Христе и в том мире, который Он оставил своим верным друзьям. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего…Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 15:14; 14: 27).

Мировые военизированные процессы, идущие в настоящее время, однозначно говорят о приближении крупномасштабных военных конфликтов.

Глобальный управляющий класс через подконтрольные СМИ во всю развязывает милитаристскую истерию, разжигая в сознании людей взаимную ненависть.

Оруэлл предупреждал: «Цель войны всегда одна – улучшение позиций для развязывания следующей войны».

Сколько существует человечество, столько оно и воюет. Люди так и не научились решать конфликты мирным путем. По мнению части исследователей, с 3 500 года до н. э. произошло более 14 000 войн.

История человеческой цивилизации (сохраняемая в преданиях древности и памятниках письменности), изучаемая в школах и отраженная в произведениях искусства - это не столько история развития человеческой культуры, науки, религии, сколько история завоеваний, вторжений, побед и поражений. Не столько история достижений Духа и Разума, сколько история воинской славы или позора.

Вряд ли кто из здравомыслящих христиан считает, что война - это добро. Но сложность заключается в том, что осуждение войны и провозглашение важности мира (мы «за мир во всём мире»!), в реальности, не приносит практический результат. История гитлеровской Германии - яркий пример. Когда вооруженное противостояние становится данностью, а не просто философской концепцией, то многие христиане оказываются в мировоззренческом тупике. Многие не знают, что делать? Как поступать? Как смотреть с христианской стороны на ужасы происходящего?

Вот почему отцы Церкви, богословы, христианские мыслители и святые люди (как прошлого, так и нашего времени) пытаются найти ответы на эти тяжёлые вопросы:

- Как следует христианской Церкви смотреть на войну?

- Можно ли христианам служить в армии?

- Все войны одинаково несправедливы или некоторые могут быть справедливыми, а другие - нет?

Вопросов много … Как и решений.

Например, одно из таких решений показано в фильме Мэла Гибсона: «По соображениям совести».

В действительности, священнослужители не знают всех ответов, и я не исключение. Окончательную и решительную позицию для себя определяет сам христианин.

скрин из открытых источников сети-интернет