О дуэли Пушкина. Дьявол в деталях.
А вы знаете, что наш Великий Поэт А.С. Пушкин, стрелялся на дуэли с Дантесом? Скажу прямо - не все знают. Ну, может и знают, но в деталях - вряд ли. А дьявол - всегда в деталях. Посмотрим, что говорят официальные документы по тому поводу. Есть такая книжица: "Дуэль Пушкина С Дантесом-Геккереном * подлинное военно-судное дело 1837 года МИНИСТЕРСТВА ВОЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА АУДИТОРИАТСКОГО Отделения 4 Стола 1 № 16"
Там на страницах 271-272 перевод письма, писанного графом Д’Аршиаком к князю Вяземскому.
«Князь. Вы хотели подробно знать несчастное дело, которого господин Данзас и я были свидетелями. Я сам их представляю и прошу вас попросить подтверждения и подписи г<осподина> Данзаса. В 4½ часа прибыли мы на место свиданья; весьма сильный ветер, которой был в то время, принудил нас искать прикрытия в небольшом сосновом леску. Множество снега мешало противникам, то мы нашлись в необходимости прорыть тропинку в 20 шагах, на концах которой они встали. Когда барьеры были назначены шинелями, когда пистолеты были взяты каждым из них, то полковник Данзас дал сигнал, подняв шляпу. Пушкин в то же время был у своего барьера, когда барон геккерен сделал 4 шага из 5-ти, которые ему оставались до своего места. Оба соперника приготовились стрелять; спустя несколько <времени> выстрел раздался. господин Пушкин был ранен, что он сам сказал, упал на шинель, которая была вместо барьера, и остался недвижим лицом к земле. Секунданты приблизились, он до половины приподнялся и сказал: погодите. Оружие, которое он имел в руке, было покрыто снегом; он взял другое. Я бы мог на это сделать возражение, но знак барона Жоржа геккерена меня остановил. г<осподин> Пушкин, опершись левою об землю, прицелил<ся> твердою рукою <и> выстрелил. Недвижим с тех пор как выстрелил, барон геккерен, раненый, также упал. Рана г<осподина> Пушкина была слишком сильна, чтобы продолжать <поединок>; дело было кончено. Снова упавши после выстрела,он имел раза два полуобмороки и несколько мгновений помешательства в мыслях.Он совершенно пришел в чувства и более их не терял. В санях, сильно потрясаем во время переездки более половины версты по самой дурной дороге, он мучился не жалуясь. Будучи мною поддержан, барон геккерен мог дойти до своих саней, в которых он ждал, пока совершалась переноска его соперника и чтобы я мог его проводить до Петербурга. В продолжение всего дела спокойствие, хладнокровие, благородство с обеих сторон были в совершенстве. Примите, князь, уверенность в высоком моем почтении. Виконт Д’Аршиак"
Орфография перевода сохранена.
Переводили с французского – это опустим.
Итак, что можно утверждать:
1. мы нашлись в необходимости прорыть тропинку в 20 шагах
2. барьеры были назначены шинелями
3. Пушкин…. упал на шинель, которая была вместо барьера
4. Недвижим с тех пор как выстрелил, барон геккерен.
Ну и что с этих утверждений? Начнем искать дьявола.
Есть картины на тему дуэли Пушкина. По вполне понятным причинам авторов я не называю - взято из интернета и авторов можно найти. Рассмотрим их.
Дантес на картине стоит ПЕРЕД барьером. Должен на один шаг ЗА барьером.
Тут вообще, непонятное: тропинки нет, Пушкин за барьером, Дантес в кустах..- бред.
Тропинка протоптана, договариваются, барьеры пока не установлены – что не так? Не так - белый мундир Дантеса. По правилам дуэлей зимой белый цвет одежды запрещен.
Тут все ясно: барьеров нет, тропинки нет – сплошные фантазии…
Автор картины фантазер. Вместо шинелей - сабли.
Вот примерно правдивая картина. Но автор картины не читал дуэльный кодекс. Белая одежда Дантеса это выдает.
Вот картины, смотря которые, любой человек сделает неправильные выводы. Других я, к сожалению, не нашел. Найдете – буду признателен. Если интересно, то - продолжение следует.
Тут, кстати, что интересно. Дело в том, что под мундиром Дантеса была…. Но это - в другой раз.