Найти тему

Роль дипломатии в обеспечении международной безопасности

Официальная дипломатия как инструмент регулирования баланса устойчивости мировой системы при нестабильности мировой политики испытывает кризис вариативности моделей профессиональной деятельности.

Дипломатия оказывается в зоне риска истощения своего институционального потенциала. На пространстве её бытования осуществляют экспансии политика, идеология, пропаганда, псевдокультуры.

здание МИД России
здание МИД России

Кадровый дипломатический корпус страдает от проникновения в его состав дилетантов и непрофессионалов. Если, например, в классической классификации[1] информационно-коммуникационные функции выявления и формирования культурных оснований для формирования взаимоприемлемых позиций в межгосударственных отношениях осуществляли карьерные дипломаты, то на современную арену вышли политики, не обладающие дипломатическими компетенциями.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров мягко назвал этот процесс «утратой вкуса к дипломатии», но для обеспечения международной безопасности это серьёзный вызов. Важнейшее свойство дипломата и профессионально важное качество – наблюдательность, соответствующая свойству наблюдаемости системы. Это способность чувствовать и воспринимать жизнь, по Винеру, как островок «здесь-сейчас» в умирающем мире, быть готовым противостоять «потоку разрушения и упадка» структуры международно-политической системы и поддерживать её гомеостаз.

Министр иностранных дел С. Лавров
Министр иностранных дел С. Лавров

Эмоциональное напряжение информационного пространства мировой политической системы усиливается в случаях аффективных решений политических лидеров, что в текущем моменте случается все чаще.

При этом все свойства системы – устойчивость, наблюдаемость и управляемость – ослабевают, что негативно отражается на синергетических и особенно на рефлексивных потенциях международных отношений.

В соответствии с законом У.Р.Эшби, управление посредством дипломатии может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей международной системы управления) «по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации»[1].

Призвание дипломатической деятельности в век глобальной нестабильности заключается в профессиональном осознании сложности устойчивых систем, а также создании систем, обладающих иммунитетом безопасности на основе обеспечения позитивного снятия противоречия.

Парадигма состояний устойчивости политической системы выделяет следующие компоненты:

1) синергетический компонент модели отражает процесс изменчивости состояний;

2) системный -объединяет гомеостатику и синергетику в рамках парадигмы отношений, устанавливая равноценность вариативного и нормативного и ограничивая изменчивость существованием устойчивости в рамках целого. Таким образом «схватываются» основные характеристики глобальной динамики системы: цикличность, устойчивость, хаотическое поведение.

[1] Истомин И.А. Логика поведения государств в международной политике. – М.: Аспект Пресс, 2019.

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте РИНЦ журнал

ПРАВО И СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА научно-практический журнал

№ 2-3, 2022.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.

автор: Шевченко Алевтина Владимировна, доктор политических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Персональный сайт автора: https://vivaprofes.ru/biography

статья опубликована в соцсетях: https://vk.com/@-215230611-perspektivnye-napravleniya-pravovoi-politiki

#дипломатия #безопасность #МИД РФ #кадры #РАНХиГС