Культовые желтые ботинки Timberland впервые появились в США в 1973 году и сразу завоевали любовь американцев. В 1980х гг. их популярность вышла за пределы США и ботинки Timberland стали статусной вещью в Европе. Одним из источников первых продаж ботинок в Европе стали летные экипажи американских авиалиний, именно они привезли бренд Timberland в Европу. В начале 1990х гг. в США ботинки Timberland опередили по популярности даже кроссовки Air Jordan от Nike. И до сих пор желтые ботинки Timberland являются главной моделью бренда, популярность которой не снижается, а наоборот только растет.
Подобные успехи брендов никогда не остаются в тени - и в данном случае не только форма ботинок, но и известные логотипы бренда, в том числе и логотип с изображением дерева, часто копируются другими производителями во всем мире.
Американская компания TBL Licensing, Inc. является правообладателем ряда товарных знаков, связанных с данными ботинками, среди которых словесный товарный знак Timberland, аббревиатура TBL, в некоторых странах успешно зарегистрирована в качестве товарного знака даже форма самих ботинок, а также на ботинках располагается еще один отличительный элемент - изображение дерева в круге.
27 ноябре 2020 года в патентное ведомство Турции была подана заявка на регистрацию товарного знака для обозначения, состоящего из букв TBL и изображения дерева в круге, для товаров 18, 25 (одежда, обувь, головные уборы) и 35 классов. Заявленное обозначение явно имело сходство с известным логотипом Timberland - буквы TBL были выполнены шрифтом очень похожим на шрифт, которым выполнен товарный знак Timberland, в обоих логотипах были изображения деревьев и немного разное исполнение кругов.
Процесс регистрации товарных знаков в Турции предусматривает возможность подачи возражения против регистрации до вынесения решения о регистрации товарного знака. Если ведомство не находит оснований для отказа в регистрации, заявленные обозначения публикуются в официальном бюллетене, в течение 2 месяцев со дня публикации любое лицо может заявить о своем несогласии с предоставлением правовой охраны тому или иному заявленному обозначению. Этой процедурой и воспользовались TBL Licensing. Против регистрации вышеуказанного обозначения TBL Licensing подали возражение, заявив, что оно сходно с их более ранними товарными знаками, в том числе товарным знаком для слова Timberland и изображения дерева. Также TBL Licensing указали, что их товарные знаки являются общеизвестными, TBL является частью фирменного наименования правообладателя знаков и подача заявки является недобросовестным поведением заявителя. Интересно, что TBL Licensing являются правообладателем товарных знаков для аббревиатуры TBL во многих странах, но не в Турции.
Изначально патентное ведомство отказало в рассмотрении возражения, придя к выводу, что заявленное обозначение и более ранние товарные знаки TBL Licensing не имеют сходства. На отказ была подана апелляция, в результате рассмотрения которой было принято противоположное решение - установлено сходство между заявленным обозначением и товарными знаками TBL Licensing с изображением дерева, а именно, ведомство установило тесное сходство между изобразительными элементами в виде деревьев, которые влияют на общее восприятие знаков. Более того, как было отмечено в решении, заявленное обозначение и товарные знаки TBL Licensing предназначены для использования для идентичных товаров. Но что удивительно - ведомство не установило в действиях заявителя недобросовестность, поскольку подобные совпадения не бывают случайными, в заявленном обозначении явно прослеживается намерение заявителя использовать известность и популярность бренда Timberland.
Таким образом, 25 апреля 2022 года заявленному обозначению было отказано в регистрации. Стоит отметить, что 29 декабря 2021 года TBL Licensing подали заявку на регистрацию товарного знака "TBL" в отношение 9, 14, 18, 25 и 35 классов в Турции. Сможет ли заявитель получить правовую охрану для данного обозначения - покажет время, поскольку против регистрации товарного знака TBL уже подано возражение. Турция, как Россия и страны Европы, относится к странам с системой "first-to-file", суть которой заключается в предоставлении права на товарный знак первому заявителю, а не тому, кто первым начал его использование. Поэтому в таких странах в целях получения лучшей охраны и защиты своих брендов рекомендуется как можно раньше начать процесс регистрации товарного знака, желательно до начала его использования. Несвоевременная регистрация товарного знака приводит к большим сложностям, а иногда и невозможности эффективно бороться с подделками и сохранять сильную репутацию своего бренда.