Валеология (латинск. valeo – здравствую; греч. logos – учение) – интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Термин и определение принадлежит И. И. Брехману (1980). Близкое определение дано в Педагогическом Энциклопедическом словаре (2002). Ключевое слово в определении – «формирование». Оно обозначает, что в структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в воспитании здоровой личности человека – формировании у него мотивации здорового образа жизни и выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
Далее укажем на вышедшее недавно учебное пособие:
Зайцев А. Г. Человек, здоровье созидающий: Валеология по Брехману: учебное пособие / А. Г. Зайцев. – СПб, 2022. – 348 с.
Автором (доктором медицинских наук) рассматриваются основные направления обеспечения здоровья человека с пренатального развития до вхождения в социальную жизнь. Учебный материал представлен в форме постановки научно-практических проблем и их решения на основе концепции воспитания здоровой личности.
Учебное пособие написано с учетом научных идей выдающихся российских ученых: И. И. Брехмана – основоположника валеологии (современной науки о здоровье) и П. В. Симонова – автора мотивационной концепции воспитания.
Предназначено для студентов педагогических, психологических и медицинских факультетов, ученых, социальных работников, родителей, учителей, врачей, молодоженов – всех, кого интересуют вопросы здоровой жизнедеятельности.
Содержание:
Книга состоит из 8 глав. В начале книги (1 и 2 главы) в свете современных научных знаний рассматривается индивидуальное здоровье и его педагогическое обеспечение как приоритетное направление валеологии. В последующих (3 и 4) главах ставятся и решаются общечеловеческие валеологические проблемы, связанные с половой (семейной) жизнью. Главы 5, 6, 7 и 8 посвящены обеспечению основных компонентов здоровья человека – формированию его соматического, психического и социального статусов с позиции концепции воспитания здоровой личности.
Книга выполнена в форме учебника и одновременно монографии (с научным анализом, выводами, практическими рекомендациями и творческими заданиями). Сделано это в соответствии с доминирующими потребностями взрослого человека в самоопределении и самосовершенствовании, удовлетворение которых во многом связано с процессами осмысления интересующей его научной информации, построением жизненных и профессиональных планов, принятием практических решений.
Уникальность методики преподавания:
При обучении студентов валеологии следует особое значение придавать самостоятельной подготовке, организации дискуссий, написанию творческих работ и выступлению с докладами на различные темы, а главное – составлению собственного резюме (выводов для себя) по актуальным вопросам здорового образа жизни. Творческие работы и резюме студентов должны являться основным предметом обсуждения (дискуссии) на семинарских занятиях.
В настоящее время книга продается в маг. «Медицинская книга». Санкт-Петербург, ул. Боткинская 3, к-1. Тел: +7 (812) 246-24-08.
А также автором valegoga@yandex.ru
От автора (цит. по книге):
Пандемия COVID-19 нарушила жизнедеятельность людей и заставила задуматься о будущем.
Анализ показывает, что коронавирусом заражаются и от него умирают преимущественно лица с ослабленным иммунитетом, имеющие приобретенные хронические заболевания, страдающие ожирением, ведущие нездоровый образ жизни, не соблюдающие противоэпидемический режим. Все это свидетельствует об отсутствии у них должного воспитания.
И наоборот, люди с крепким иммунитетом, не имеющие хронических заболеваний, ведущие здоровый образ жизни и, соответственно, исполняющие правила защиты от коронавируса, даже если и заражаются, то способны заболевание преодолеть без значительных потерь в здоровье. И это доказывает их воспитанность.
Вывод очевиден: необходимо формировать у людей, причем с детства, мотивацию на сохранение, укрепление и формирование своего здоровья. В этом состоит сущность воспитания здоровой личности.
Казалось бы, кто может быть против такой жизнеутверждающей, к тому не требующей больших материальных затрат, идеи?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на 40 лет назад.
В 1980 году в газете «Советская Россия» (от 29 мая и 10 июня) были напечатаны статьи «Валеология. Начало пути» и «Валеология: лекарство для здоровых» известного фармаколога, доктора медицинский наук, профессора Израиля Ицковича Брехмана (1921-1994) о новой области человеческой деятельности, призванной интегрировать имеющие знания о здоровье в новую самостоятельную науку, практику и комплексную учебную дисциплину. Новую интегративную область знаний И. И. Брехман назвал «валеологией» (латинск. valeo – здравствую; греч. logos – учение).
Идея И. И. Брехмана стала активно развиваться после выхода его книги, изданной в издательстве «Наука» (самого престижного научного издательства в СССР) в 1987 г. «Введение в валеологию – науку о здоровье», а также других его публикаций и инициатив.
Благодаря И. И. Брехману стало формироваться понимание, что здоровье человека зависит не столько он наследственности, экологии и достижений медицины, сколько от его образа жизни, который является результатом воспитания.
С учетом этого в 1990 году в России была создана первая кафедра валеологии в Ленинградском институте усовершенствован учителей (ныне «Санкт-Петербургский институт последипломного педагогического образования»), на которой началась продуктивная научно-педагогическая работа. Кроме курсов переподготовки для учителей, был создан самостоятельный школьный предмет «Культура здоровья», написаны и изданы учебные пособия для учащихся начальной школы (Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра; Зайцев Г. К. Уроки Айболита; Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки), 5-8 классов (Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности) и книга для старшеклассников (Зайцев А. Г., Зайцев Г. К. Педагогика счастья: Валеология семьи), которые прошли успешную экспериментальную проверку.
Началась подготовка учителей-валеологов в педагогических вузах, были изданы учебные пособия для студентов и учителей (Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе; Зайцев Г. К. Школьная валеология; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Валеология. Культура здоровья; и др.).
Наконец, была разработана валеологически обоснованная модель школьного образования (модель, формирующая здоровье школьников), в основу которой была положена принципиально новая идея «воспитание как удовлетворение потребностей детей педагогическими средствами» (по теории академика РАН П. В. Симонова).
Казалось бы: «Вперед к здоровьесозидающей школе! Вперед к победе над болезнями педагогическими средствами – без лекарств!»
Однако, как это часто случается в «стране Гоголя и Салтыкова-Щедрина», вполне гуманные и перспективные в социальном отношении инициативы и достижения не были должным образом ни поддержаны, ни использованы.
А ведь за 30 прошедших лет при должной поддержке уже могло быть воспитано поколение валеологически мотивированных и валеологически образованных, а, следовательно, и здоровых во всех отношениях молодых людей, способных противостоять всякого рода заболеваниям.
А что имеем сегодня: усугубляющаяся нравственная деградация населения, сопровождающаяся ухудшением здоровья, в том числе у молодого поколения, на которую наложилась пандемия...
Заключая еще раз скажем: чтобы противостоять всякого рода болезням, нужны значительные усилия самих людей по созиданию собственного здоровья, что возможно только с помощью соответствующего валеологического воспитания и образования.
В предлагаемое учебное пособие включены достижения ведущих отечественных ученых и практиков, в том числе петербургских валеологов, по обеспечению здоровья человека с пренатального развития до вхождения во взрослую жизнь, которые могут быть востребованы в современных условиях и в будущем.