До 23 октября в корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка "Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения". На протяжении полутора веков искусство этого выдающегося художника продолжает волновать зрителей. Сегодня мы безоговорочно причисляем его творческое наследие к шедеврам русского искусства, хотя при жизни Врубеля его работы встречали неоднозначные отзывы и долгое время были не до конца приняты.
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой "Времена дня", для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Одно панно из серии называлось "Утро".
Впервые картина "Утро" Врубеля была показана петербургской публике в 1898 году на организованной С.П. Дягилевым выставке русских и финляндских художников в музее Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Эта выставка стала первой демонстрацией новой эстетической позиции художественной молодежи, впоследствии объединившейся вокруг журнала "Мир искусства", и вызвала много противоречивых откликов в прессе.
Вот как высказался о работе Врубеля Стасов, сторонник передвижников и главный художественный критик того времени:
"Казалось бы, для кого это писано? Кому этот неимоверный вздор нужен? Он, казалось бы, может только всех отталкивать. Но нет, под картиной стоит билетик "продано”. Как это поразительно! И есть на свете такие несчастные люди, которые могут сочувствовать этому сумасшедшему бреду, намерены приютить его в залах, в комнатах, пожалуй, в музеях?".
Неприязнь маститого критика вызвала и вся концепция выставки Дягилева:
"Он [Дягилев] пошел и с великим рвением и усердием наприглашал множество других новоявленных юродствующих художников, кого из русских, а кого и из финляндцев, все по декадентской части. Из последних особенно отличаются у него: г. Гален, с безобразными, по художеству, страшилищами, назначенными иллюстрировать какие-то сцены из финской поэмы "Калевалы". Рисунки, письмо, колорит, композиция этого художника — чудовищны, хуже наихудших сочинений лубочных рисунков, но, видно, сильно нравятся г. распорядителю, когда он выставил эти картины тоже на самом почетном месте залы, на другом ее конце, прямо против "Утра" г. Врубеля. Странные вкусы, изумительные фантазии, назначенные помогать водворению и пропагандированию нового великого искусства!" ("Выставки" ("Новости и биржевая газета", No 27, 27 января 1898).
Что Стасов имел в виду, упоминая Врубеля? Дягилев сделал на выставке важный кураторский жест: он не просто впервые выставил панно Врубеля "Утро", но представил его в сочетании с такой же непривычной русскому зрителю финской живописью.
Врубель был в то время художником, широко известным лишь в узких кругах. Увидеть его работы на больших выставках в Петербурге было практически невозможно. Дягилев же привез картину “Утро”, купленную впоследствии княгиней М.К. Тенишевой, и выставил скандального русского модерниста прямо напротив скандальных на тот момент финских художников, прежде всего – Аксели Галлен-Каллела. Зачем Дягилеву были финны? Финляндия считалась автономной частью России с очень большими политическими привилегиями. В культурном отношении Финляндия ориентировалась не на Москву и Петербург, а на Скандинавию, Германию и Францию. У Дягилева была своя, говоря современным языком, кураторская программа: он воспитывал взгляд петербургского зрителя и учил его видеть новую, модернистскую живопись – российскую и зарубежную.
Упомянутое выше высказывание Стасова, выраженное в характерной для него манере ─ ярко, темпераментно, образно ─, навеяла другому художнику, Павлу Щербову, сюжет карикатуры к выставке Дягилева. Используя предложенное Стасовым сравнение полотен русских и финляндских художников с «дырявым, грязным одеялом», карикатурист в виде некрасивой бабы изобразил известную меценатку княгиню М.К. Тенишеву, торгующую у старьевщика (Дягилева) за рубль старое рваное зеленоватое одеяло, отдаленно напоминающее декоративное панно «Утро».
Карикатура сопровождена подписью, содержащей грубый намек на душевное заболевание художника: «–Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель… Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил». Обыгрывалась рифма Врубель-рубль, которую затем использовали в знаменитом анекдоте про Брежнева и Врубеля. Вся прочая изображенная рухлядь, продаваемая «старьевщиком», – не случайный хлам: по проставленным на ней номерам с помощью каталога выставки можно определить, какие экспонаты пародировал Щербов. Как придирчивый критик, он не ограничился передачей общего впечатления, но «высказался» о каждой из привлекших его внимание работ.
Дягилев узнаваем, он торгует за рубль зеленое одеяло с номером “93”: именно под этим номером в каталоге к выставке была указана картина Врубеля “Утро”. Горшки посередине – это пинок в сторону эстетства Дягилева, который украсил выставку живыми гиацинтами. В свою очередь, котики под номером “96” – это “Мать Лемминкяйнена”. Дятел на дереве – еще одна отсылка к живописи Аксели Галлен-Каллела. Согласитесь, ну нужна никакая искусствоведческая критика, если есть Щербов!
Эта «превосходная, капитальная» карикатура Щербова очень понравилась Стасову: в ней он увидел воплощение в зримых образах своего мнения о дягилевской выставке. Тем не менее, несмотря на сходное отношение Щербова и Стасова к новому направлению в искусстве, их художественные взгляды сильно разнились. В отличие от горячего проповедника передвижнических идеалов Стасова, Щербов одинаково критично относился ко всем современным ему художественным течениям. Он не принадлежал ни к одному из направлений художественной критики своего времени, занимая позицию стороннего наблюдателя, подмечающего во всех явлениях только их комичные или отрицательные черты.
Сегодня панно "Утро" принадлежит коллекции Русского музея и считается признанным шедевром творчества Врубеля. В нем пробуждающаяся природа показана в виде четырех аллегорических фигур, похожих на сказочных русалок. Среди гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины. Кажется, что она вырастает из орнаментального узора растений. С изумлением встречает она восходящий свет, олицетворенный «лучом», – так художник называл другую героиню, вырастающую из лесных зарослей слева. Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения – от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Ниже, из густой травы выступает третья «фея» пробуждения. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице. Сам Врубель называл эту фигуру "сказкой". Четыре героини усиливают общее настроение пейзажа и придают ему выразительные акценты. Холодный колорит панно, составленный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение таинственности сумерек и прохлады раннего утра. За всеми образами Врубеля стоят извечные человеческие категории добра и зла, страдания и любви, жизни и смерти. Они на редкость многозначны, символичны и способны вызывать в душе зрителя самые разные отклики.
___________________________________________________________________
Специально к выставке «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» мы подготовили для вас множество интереснейших онлайн-сюжетов о выдающемся живописце: фильмы и лекции на Медиапортале Русского музея, экскурсии по выставке на нашем RuTube-канале и короткие видео-зарисовки с экспозиции на платформе VK Клипы.
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» продолжит работу до 23 октября. Билеты можно приобрести в кассах Русского музея и онлайн.
Статья: А.А. Смолянская, искусствовед, специалист по связям с общественностью Русского музея