Например, при размещении объявлений через Яндекс Директ процесс может выглядеть так:
ИП регистрируется в личном кабинете Яндекс Директа и указывает свой ИНН, Ф. И. О. и ОГРНИП.
Создает рекламное объявление и отправляет его на модерацию.
Яндекс Директ проверяет объявление и отправляет в ОРД вместе с данными предпринимателя.
ОРД присваивает объявлению токен и регистрирует его в ЕРИР.
Яндекс ставит на креативе пометку «Реклама», после чего запускает показ рекламы.
Передавать информацию в ОРД и получать токен обязаны все участники рекламной цепочки. Рекламодатель будет передавать сам, если он размещает объявление напрямую на площадке. Если же в процессе участвует сеть или агентство, это могут делать они. Главное, подписать с ними договор о том, кто передает данные в ОРД, а также соглашение на обработку и передачу данных.
При этом важно, чтобы рекламодатель обладал исключительным правом на объект рекламы — то, что он рекламирует. Или же был производителем или продавцом этого объекта.
Через 20 календарных дней после показа рекламы нужно передать в ОРД отчет о показах рекламы. В нем должны быть указаны:
расходы по всей цепочке показа рекламы;
договоры, акты;
сроки рекламной кампании;
статистика о показах с детализацией по каждой площадке и каждому объявлению.
Передавать данные о рекламе в ОРД должен любой из участников цепочки. Исключение — когда рекламодатель передал эту обязанность рекламной системе, агентству или площадке. Тогда сам рекламодатель может ничего не передавать в ОРД, если он — продавец или производитель объекта рекламы.
Проблема в том, что пока еще нет утвержденных компаний-ОРД. Один из возможных кандидатов — Яндекс. Сейчас он создает оператора рекламных данных. Планируется, что в рекламных кабинетах Яндекса появится автоматическая разметка креативов и возможность заполнения информации об участниках рекламной цепочки.
Для компаний и ИП, самостоятельно размещающих рекламу через Яндекс, практически ничего не изменится. Нужно будет только указать личные данные при создании рекламной кампании. Получать токен и отчитываться за показы рекламы Яндекс будет самостоятельно. Посредники же должны будут указывать больше данных.
Кто и какие данные передает в ЕРИР
Передавать данные в единый реестр должен только ОРД. Это будет:
информация о рекламодателе;
номера договоров и актов по всей цепочке размещения рекламы;
детализация по показам и тратам по каждому рекламному объявлению за отчетный месяц.
Доступ к данным ЕРИР будет у всех участников цепочки размещения рекламы, но каждый из них будет видеть только свой участок.
Рекламное агентство «Звездочка» заключило договор с заводом металлопроката. Звездочка увидит в ЕРИР договор с заводом и свои договоры с другими агентствами, системами и площадками. Завод же найдет в ЕРИР только договор со Звездочкой, а вот договоры агентства с другими рекламодателями — нет.
Вся цепочка от рекламодателя до показов будет доступна только рекламодателю и Роскомнадзору. По запросу данные ЕРИР могут быть переданы налоговой и ФАС.