Найти тему
Авиационное обозрение

Основные особенности первого советского цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4). Часть вторая.

Здравствуйте. Завершим обзор по легкому советскому истребителю АНТ-5 (И-4), разработка которого велась в двадцатых годах прошлого века. Ссылка на первую часть обзора будет приведена в конце текущей публикации. Появление этой машины стало очередным шагом в процессе становления советской школы самолетостроения. Не могу сказать, что этот истребитель был особо выдающейся машиной. Обычный крепкий середнячок, примерно на уровне основных иностранных конкурентов, к тому же не ставший массовым (всего было выпущено 349 экземпляра). Однако, конструкторам и инженерам необходимо было накопить как можно больше опыта разработки цельнометаллических изделий и освоить новые технологии производства. Основные проблемы в те годы возникали из-за практически полного отсутствия отечественных силовых установок. В связи с этим, мы пока осуществляли закупку соответствующих двигателей, а также лицензий на их производство за рубежом. Говорить о том что процесс становления собственной школы двигателестроения оказался быстрым- не приходится. Он растянулся на несколько десятилетий и завершился уже после окончания Второй Мировой войны.

Рисунок истребителя АНТ-5 (И-4). Источник фото: https://w-dog.ru/
Рисунок истребителя АНТ-5 (И-4). Источник фото: https://w-dog.ru/

Что же касается истребителя АНТ-5 (И-4), то его оснастили лицензионной копией французского варианта мотора Bristol Jupiter VI (у нас он получил индекс М-22). При этом, на первые прототипы устанавливались оригинальные иностранные двигатели. После завершения испытаний первого опытного экземпляра, был построен дублер, в конструкцию которого внесли некоторые изменения (к примеру другое расположение бензобаков). Заводские испытания дублера проходили в июле 1928 года. Ведущим летчиком-испытателем на них был М. М. Громов. Полученные летно-технические данные приведены на скриншоте ниже.

ЛТХ дублера на заводских испытаниях.
ЛТХ дублера на заводских испытаниях.

Государственные испытания дублера проводились в НИИ ВВС в период с 1 декабря 1928 года по 4 апреля 1929 года. По сравнению с первым опытным экземпляром, у него улучшились показания максимальной скорости, маневренности и устойчивости. Согласно заключения по результатам этих испытаний, истребитель был рекомендован к принятию на вооружение. Еще в ходе проведения его испытаний началась подготовка к серийному производству. Основные моменты были согласованы еще зимой 1928 года. Первый серийный экземпляр (за номером 1513) построили к середине октября 1929 года. После чего он был передан в НИИ ВВС для прохождения контрольных испытаний, которые продолжались до 26 ноября. По их результатам, полученные характеристики оказались несколько хуже, чем у опытных образцов, но все-равно на уровне зарубежных аналогов. В дальнейшем, уже при эксплуатации, некоторые серийные экземпляры также передавались на контрольные испытания. Их результаты могли несколько отличаться от эталонных значений. Это зависело от качества сборки конкретного самолета и некоторых прочих факторов. К примеру, истребитель за номером 1620, испытания которого проводились осенью 1930 года, за счет лучше подобранного винта, показал даже более высокие результаты. Серийная сборка самолета АНТ-5 (И-4) продолжалась на заводе № 1 и заводе № 22 вплоть до 1931 года. Стоит отметить, что часть машин эксплуатировалась также с лыжным и поплавковым шасси. Помимо этого, в различные производственные серии вносились некоторые незначительные конструктивные изменения (к примеру переделка рамы фюзеляжа, замена штатного карбюратора, прицела и т. д.). Однако, истребители в то время очень быстро устаревали. Их актуальность не превышала нескольких лет. В начале тридцатых годов готовилось производство уже более совершенных истребителей (к примеру И-5) и интерес к И-4, со стороны основного заказчика, отошел на второй план. Хотя он и продолжал эксплуатироваться вплоть до середины тридцатых годов. Также этот самолет неоднократно применялся в качестве экспериментальных машин, в ходе проведения различных перспективных исследований. К примеру, в конце двадцатых годов, решено было разработать на базе И-4 истребитель-моноплан. Эту задачу, из-за ряда задержек, выполнили только к апрелю 1931. В сентябре провели необходимый цикл испытаний опытного прототипа. Полученные летные характеристики приведены на скриншоте ниже.

ЛТХ экспериментального моноплана на испытаниях.
ЛТХ экспериментального моноплана на испытаниях.

В целом же, машина получила прибавку к максимальной скорости, но при этом несколько ухудшились показатели маневренности. Впоследствии, полученные результаты учитывались при разработке новых истребителей-монопланов. Использовался АНТ-5 (И-4) и для испытаний печально известных безоткатных орудий Л. В. Курчевского. Проводились они в декабре 1931 года (тогда испытывалось 76-мм орудие) и в мае 1933 года (тогда исследовали 65-мм пушку). Как известно, положительных результатов, вся эта авантюра не принесла. Также стоит отметить, что И-4 использовался в одной из модификаций проекта "самолет-звено", разработкой которого занимался В. С. Вахмистров. В некоторых источниках отмечается, что планировалась применять этот истребитель и для испытания первых моделей пороховых стартовых ускорителей (они разрабатывались в РНИИ), но конкретных данных при этом не приводится.

Истребитель И-4 на испытаниях безоткатных орудий. Источник фото: http://авиару.рф/
Истребитель И-4 на испытаниях безоткатных орудий. Источник фото: http://авиару.рф/

С первой частью обзора можно ознакомится здесь (Ссылка на статью).

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.