Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Кино Российской империи: карты, деньги, желтый дом

Одна из жемчужин отечественного немого кино 1910-х - "Пиковая дама" Я. Протазанова Один из восьмидесяти Великий русский режиссер немого кино Яков Протазанов до своего недолгого отъезда в эмиграцию в 1919 году снял больше 80 фильмов. Конечно, кино в те годы чаще всего пекли как оладьи, но все равно впечатляет. Практически все из этого невероятного количества киноматериала утрачено, но кое-что сохранилось. Вот как раз о том, что сохранилось, я и хочу сегодня поговорить.
Известно, что Протазанов очень трепетно относился к русской классике. И, по крайней мере, одна из двух-трех сохранившихся дореволюционных лент режиссера, позволяет судить, насколько. "Пиковая дама" (1916 г. по Пушкину) это настоящий шедевр. Фильм снят на полностью статичную камеру, почти без крупных планов, в нем нет игры с цветными тонировками, как у Бауэра и пр., но это не умаляет его достоинств. Для сравнения: хоть я не отрицаю всей великости немецкого киноэкспрессионизма 20-х, но его персонажи с их заламыванием рук и
Оглавление

Одна из жемчужин отечественного немого кино 1910-х - "Пиковая дама" Я. Протазанова

Германн мечтает о трех картах
Германн мечтает о трех картах

Один из восьмидесяти

Великий русский режиссер немого кино Яков Протазанов до своего недолгого отъезда в эмиграцию в 1919 году снял больше 80 фильмов. Конечно, кино в те годы чаще всего пекли как оладьи, но все равно впечатляет. Практически все из этого невероятного количества киноматериала утрачено, но кое-что сохранилось. Вот как раз о том, что сохранилось, я и хочу сегодня поговорить.
Известно, что Протазанов очень трепетно относился к русской классике. И, по крайней мере, одна из двух-трех сохранившихся дореволюционных лент режиссера, позволяет судить, насколько. "Пиковая дама" (1916 г. по Пушкину) это настоящий шедевр. Фильм снят на полностью статичную камеру, почти без крупных планов, в нем нет игры с цветными тонировками, как у Бауэра и пр., но это не умаляет его достоинств. Для сравнения: хоть я не отрицаю всей великости немецкого киноэкспрессионизма 20-х, но его персонажи с их заламыванием рук и выкатыванием глаз, совсем не похожи на живых реальных людей. А вот у Протазанова, задолго до всяких кабинетов доктора Калигари и Метрополисов они похожи. Взять хотя бы Ивана Мозжухина в роли Германна. Он - не картонный герой Фрица Ланга, а настоящий человек, одержимый страстью к игре и страхом потерять последние деньги. Хороша и старуха (особенно, в молодости: ее парижской жизни в Екатерининскую эпоху Протазанов посвящает немало экранного времени).

Старуха в молодости
Старуха в молодости

Машина времени

В фильме много прекрасных, даже изысканных кадров. Например, грёзы старухи о молодом любовнике в напудренном парике, который пробирается в ее покои, а на поверку оказывается, что это Германн пришел допытываться тайны трёх карт.
Великолепно (для 1916-то года!) сделана сцена безумия Германна, когда чей-то силуэтный портрет на стене превращается в пиковую масть, а всю комнату и его самого затягивает гигантской пыльной паутиной. Для сцены в сумасшедшем доме Протазанов использует комбинированные съёмки: по воздуху летают карты, возле койки безумного Германна встаёт маленький полупрозрачный призрак старухи.
И ещё в "Пиковой даме" Протазанова есть магия, которую можно увидеть только в лучших образцах старого немного кино на историческом материале: возникает чувство, что смотришь не фильм 1916 года, а реальную съёмку пушкинской эпохи. Такая вот двойная машина времени. Даже тройная, т.к. ретроспектива в XVIII век там тоже имеется.

Тройка, семерка, туз
Тройка, семерка, туз

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус