По идее это статья должна стать уже 25-й по счёту из стартовавшей год назад рубрики про рецензии штатовских киножурналистов на советские фильмы. Однако следующая кинокартина, снятая 60 лет назад, практически неизвестна нынешним зрителям, как забылись и когда-то ставшие всемирной сенсацией события 1960 года, что послужили основой для киноизложения. Не лишним будет сказать, что я и сам про факт вынужденного дрейфа четырёх советских солдат-срочников в открытом океане и спасения их спустя 49 дней американцами впервые узнал из обнаруженного в онлайн-архивах "Нью-Йорк таймс" отзыва на фильм от 27 января 1964 года. Однако отложил заметку в долгий ящик в пользу более именитых кинолент.
Позже, просматривая совсем в других целях в онлайне уже сахалинские газеты, я обнаружил не только разрешённые к печати детали событий (ведь служили те молодые ребята на южных Курилах, а потому за более достоверными подробностями лучше обратиться в википедию), но и стал свидетелем агитпроп-шумихи под девизом "Только советские люди способны выдержать 49 дней в океане практически без воды и пищи, не потеряв человеческий облик, за что нужно благодарить КПСС". На этом кричащем фоне спасение участников дрейфа именно что американскими военными меркло, хотя дипломатический и чисто человеческий политес был соблюдён и экипажу авианосца "Кирсардж" даже вручили ценные подарки.
Что меня крайне покоробило, так это перепечатанная из центрального еженедельника "Новое время" статейка, излагавшая на голубом глазу якобы рассказ очевидца, а по сути морскую байку, о том как спасшиеся на шлюпке после кораблекрушения где-то в районе Борнео посходили с ума и перегрызлись между собой, в результате чего из 32 человек выжило только шестеро. Может это и правда, но изложено это было таким жаренным стилем, что "Экспресс-газета" обзавидуется. Но главное, что выглядело это как намеренный противовес волевым качествам солдат с самоходной баржи Т-36, которые никто и в капстранах не подвергал сомнению.
Поэтому, когда в первых же кадрах фильма "49 дней", который я совсем недавно посмотрел, принялись зачитывать выдержки из иностранных рукописей о фактах людоедства в подобных случаях, меня мигом обуяла предвзятость: "Неужто агитка?!"
К счастью, обошлось. Режиссёр Генрих Габай да и все занятые в фильме, включая сценаристов - ставших вскоре советскими классиками писателей Ю.Бондарева, В. Тендрякова и Г. Бакланова, - каждый на своём месте проделал очень качественную работу, создав в итоге весьма достойное кино, практически без идеологических заскоков, свойственных эпохе. Достойное фестивальных наград на международном уровне. Но, скорей всего, фильм на конкурсы не отправляли. Зато, помимо социалистических стран, он добрался до США, где его возможно даже ожидали.
А вот и упомянутый обзор за авторством Говарда Томпсона, уже знакомого нашим постоянным читателям по рецензии на бессмертную (хотелось бы в это верить) комедию "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён".
4 СОВЕТСКИХ МОРЯКА В ФИЛЬМЕ "49 ДНЕЙ"
Новый советский сдвоенный киносеанс, начавшийся в "Камео" в субботу, не только возбуждает любопытство, но и вознаграждает за него. Он удивляет тем, что Советы буквально царапают землю в знак благодарности американцам, когда ВМС США спасают четырёх советских моряков. Однако именно это происходит в кульминации «Сорока девяти дней». И тем лучше, что всё это действительно имело место в ходе инцидента 1960 года, на котором эта в принципе честная зарисовка и основана.
Действие начинается лихорадочно: четырёх молодых советских моряков смывает с сибирского побережья, а их военно-морская баржа прогибается под воздействием стихии. Череда озабоченных лиц, коротких диалогов и бурлящей воды настолько небрежна, что кажется, будто её редактировали тесаком для мяса. Затем на фоне бескрайнего водном безветрия взволнованный экипаж проводит инвентаризацию скудных запасов еды и воды, после чего режиссер Габай со своим проницательным оператором приступают к красивому, спокойному и точно поставленному отображению драмы продолжительностью в 49 дней.
Камера следит за попавшими в переделку мужчинами, как невидимый соглядатай, не допустив при этом ни единой фальшивой ноты. По существу, фильм — ничто иное, как тщательное изучение физической выносливости. Но пристальное внимание режиссёра и оператора делают его интересным. А отчаяние моряков и их нарастающие личные трения хорошо передают В. Бояновский, В. Пивнеко, В. Шибанков и Г. Крашеников.
(с) Говард Томпсон
(с) Перевод с английского специально для kin0guru — Albert Magnus
Не хотелось бы показаться односторонним, когда я порой резковато отзываюсь об отечественном агитпропе, поэтому не обойду вниманием и заскоки со стороны "противоположного берега", не дожидаясь, когда это за меня сделают кто-то из читателей. Безусловно, автор статьи 1964 года сразу допустил высокомерный тон по поводу слов искренней признательности советского правительства за спасение наших военнослужащих, и при этом после ни слова не сказано о мужестве ребят, а также духе товарищества, который до последнего, не смотря ни на какие лишения, не позволил окончательно упасть духом. Зато не преминул углядеть "отчаяние моряков и их нарастающие личные трения".
От меня фильму: 4,5 из 5
В заключение о причинах того, почему его незаслуженно мало кто помнит и знает. Я пока что не встречал рецензий советских критиков и информации о прокате, как и о дальнейших показах по ЦТ, поэтому больше пенял на скороспостижную утрату актуальности и прочий политический момент. Но потом заглянул в биографию режиссёра... и всё стало на свои места. Оказывается, снявший помимо "49 дней" ещё несколько вовсе не проходных картин, в начале 1970-х он эмигрировал в Израиль, а затем в США (в чьем кинематографе замечен не был и, говорят, так и умер всеми забытый, в возрасте 80 лет - в 2003 году в Нью-Йорке). Этого было достаточно, чтобы вся фильмография Генриха Габая попала под запрет и стала доступна лишь в последние десятилетия. Благодаря ютубам и пр.
Притом, что среди его работ есть такие как "Без трёх минут ровно" (1972), где впервые прозвучала песня Алексея Рыбникова на слова Юрия Энтина "Себя забудь", через десяток лет перекочевавшая в нечаевский телефильм "Сказка о Звёздном мальчике". Ну и конечно, как не упомянуть про первую и довольно уже симпатичную экранизацию повести Козачинского "Зелёный фургон" (1959). Но о ней уже как-нибудь в следующий раз.
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#западные рецензии на советское кино
Вики-статья про дрейф баржи Т-36 в 1960 году