Информация подготовлена по приказу Минздрава от 22.11.2021 № 1081н и актуальна с 1 марта 2022 года до 1 марта 2023 года, либо до отмены приказа.
Словарь сокращений
АК — апелляционная комиссия.
ИОМ — интерактивный образовательный модуль.
ПК — повышение квалификации.
ПП — профессиональная переподготовка.
ФАЦ — федеральный аккредитационный центр.
ЦАК — центральная аккредитационная комиссия.
ФИС ФРДО — Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
ЕГИСЗ — Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
ФРМР — Федеральный регистр медицинских работников.
ОБУЧЕНИЕ
Для получения допуска к аккредитации необходимо набрать не менее 144 часов обучения суммарно. На выбор два варианта набора нужного объема часов:
- 144 часа ПК одним курсом или несколькими, подтверждение на портале НМО не требуется;
- не менее 74 часов ПК + неформальное образование, аккредитованное на портале НМО (ИОМы, семинары, вебинары).
При этом конкретного разделения нет. Вы можете получить 100 часов курсами ПК, а остальные 44 — на портале НМО. Также можно совсем не набирать баллы НМО, а обойтись только привычными курсами ПК. Набрать баллы только ИОМами нельзя.
ФАЦ проверяет информацию о пройденных курсах ПК через реестр ФИС ФРДО. Каждый лицензированный учебный центр обязан вносить сведения о выданных документах в госреестр.
Как проверить своё удостоверение на легитимность, смотрите в нашем ролике:https://dzen.ru/profile/editor/institut_medicina/publications
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
В ФАЦ нужно направить:
1. Заявление о допуске к аккредитации специалиста.
2. Портфолио (сведения об образовании + отчёт о проф. деятельности) за отчётный период.
3. Копию документа, удостоверяющего личность.
4. В случае изменения ФИО — копию документа, подтверждающего факт изменения (свидетельство о браке, разводе, перемене имени).
5. Копию сертификата специалиста или сведения о прохождении аккредитации (при наличии).
6. Копии диплома вуза / ссуза, а также интернатуры / ординатуры.
7. Копии дипломов о ПП (при наличии).
8. Копии удостоверений о ПК за отчётный период.
9. Копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности.
10. Копию СНИЛС.
Отчётный период – пять лет со дня получения последнего сертификата/свидетельства об аккредитации.
Диплом можно прикладывать без вкладыша с оценками. В приказе №1081н убрали требование к обязательному наличию приложений.
ЗАПОЛНЕНИЕ ПОРТФОЛИО
1. Сведения об освоении программ повышения квалификации.
В эту таблицу портфолио внесите сведения обо всех курсах ПК за отчётный период, по итогам которого выдали удостоверение. Курсы могут быть не подтверждены на портале НМО.
2. Сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии).
Во вторую таблицу внесите все неформальные образовательные активности, подтверждённые на портале НМО: вебинары, семинары, конференции, ИОМы. Нужные сведения можно скачать прямо с портала и скопировать в эту таблицу. Вот подробная инструкция для скачивания портфолио:
3. Отчёт о профессиональной деятельности
В отчёт внесите результаты своей работы по специальности за отчётный период, в том числе работу по совместительству или работу на условиях неполного рабочего времени.
Обратите внимание, что специальность должна соответствовать номенклатуре:
- приказ Минздравсоцразвития от 16.04.2008 № 176н: для специалистов со средним образованием это приказ №176н,
- приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н: для специалистов с высшим образованием.
Отчёт нужно подписать у руководителя или уполномоченного заместителя и поставить основную печать организации. Штампы и печати типа «Для документов» или «Отдел кадров» ФАЦ не примет.
Отчёт не нужно подписывать у работодателя в следующих случаях:
– специалист временно не работает,
– аккредитуемый является индивидуальным предпринимателем,
– аккредитуемый является руководителем медицинской или фармацевтической организации.
Руководитель (или его заместитель) должен указать название организации, наименование своей должности, поставить свою подпись и печать (при наличии).
Если руководитель не подписывает отчёт, необходимо приложить мотивированный отказ в согласовании. Отказ оформите на отдельном листе в свободной форме, на нём также должна стоять подпись руководителя и печать организации.
Наличие мотивированного отказа в согласовании не является причиной для отказа в аккредитации.
Подробную инструкцию по заполнению документов смотрите в нашем ролике: https://www.youtube.com/watch?v=hUvgNYX9Igo&t=2s
Некогда заниматься документами? Методисты «Института медицинского образования» заполнят портфолио без ошибок, чтобы снизить риск отказа по формальным причинам. Услугу можно приобрести отдельно или вместе с обучением.
Бесплатную консультацию можно получить по телефону 8 800 505-35-24 или по ссылке https://vk.cc/cgwSOh
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
- Используйте только утверждённые образцы заявления и портфолио. Шаблоны, уже готовые к заполнению, можно скачать по ссылке – https://vk.cc/c9jwxB
- Заполнять нужно ВСЕ графы. Если какая-то информация отсутствует, ставьте прочерк или пишите «нет» / «отсутствует».
- Текст должен быть хорошо читаемым , поэтому рекомендуем заполнять таблицы на компьютере. Фотографии, копии и сканы документов для отправки через ФРМР также должны быть без полос и затемнений. Следите, чтобы документ полностью входил на копию. Каждый документ нужно прикладывать отдельным файлом в масштабе 1:1.
- ФАЦ рекомендует заверять копии:
- дипломов о высшем или среднем профессиональном образовании;
- удостоверений о повышении квалификации, если их нет в ФИС ФРДО;
- предыдущего сертификата;
- трудовой книжки.
- Заверить копии документов можно в отделе кадров, у нотариуса или в организации, выдавшей документ (для дипломов и удостоверений).
Временно нетрудоустроенные специалисты не должны заверять копии документов, кроме удостоверений о ПК, если их нет в ФИС ФРДО. Иначе ФАЦ отклонит заявку.
КУДА И КАК НАПРАВЛЯТЬ ДОКУМЕНТЫ
Заявку можно подать:
- лично в дни приёма;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- через Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР).
Адреса Федеральных аккредитационных центров:
1. Для лиц с высшим медицинским образованием, и лиц с высшим или средним. фармацевтическим образованием: 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, тел. +7 (495) 680-05-99 доб. 500.
2. Для лиц со средним медицинским образованием по адресу: 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2, тел. +7 (499) 785-21-36.
Как отправить заявку через личный кабинет в ФРМР
1. Перейти на страницу сервиса: https://lkmr.egisz.rosminzdrav.ru/
2. Кликнуть на кнопку “Войти”. Вход возможен только через аккаунт на Госуслугах (если у вас нет аккаунта – сервис недоступен).
3. Ввести данные для входа на Госуслуги и дождаться загрузки. Откроется страница личного кабинета с меню. Кликнуть на пункт “Заявление на периодическую аккредитацию”.
4. Далее заполнить анкету:
– персональные данные подгрузятся из Госуслуг;
– введите контакты (телефон и e-mail), по которым с вами будет взаимодействовать ФАЦ;
– выберите уровень образования (среднее / высшее) и пропишите специальность, по которой проходите аккредитацию;
– отметьте, согласован ли отчёт о профессиональной деятельности (да/нет);
– в следующем окне загрузите сканы необходимых документов (паспорт, СНИЛС, сертификат, портфолио и т.д.) — для каждого документа в сервисе есть отдельный пункт;
– заполните поле комментария, если считаете необходимым (например, что являетесь временно не работающим лицом, ИП или руководителем медицинской организации, находитесь в декретном отпуске и т.д.);
– обязательно поставьте галочку напротив согласия на обработку персональных данных и отправьте заявку.
ВАЖНО
- сервис принимает файлы ТОЛЬКО в формате PDF,
- общий вес файлов не должен превышать 25 МБ,
- вы не сможете воспользоваться сервисом, если записи о вас нет в ФРМР. При входе в личный кабинет появится уведомление: «Сотрудник с указанным СНИЛС не найден в системе ФРМР». В этом случае обратитесь к работодателю для внесения сведений о вас в ЕГИСЗ.
КОГДА ПОДАВАТЬ ДОКУМЕНТЫ
ФАЦ рекомендует подавать заявку за 2-3 месяца до истечения срока действия сертификата/свидетельства об аккредитации.
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ
1. Неполный комплект документов, например:
- нет копии удостоверений о ПК,
- нет копии документа, подтверждающего смену ФИО.
2. Портфолио и отчёт о профессиональной деятельности не соответствуют шаблонам из Приказа (для 2022 года — №1081н).
3. Наименование специальности не соответствует приказам 176н и 700н.
4. Отсутствуют подтверждение о пройденных курсах ПК в реестре ФИС ФРДО.
5. Нечитаемый текст, когда документы написаны от руки.
6. Отчёт о профессиональной деятельности не соответствует специальности, по которой медик проходит аккредитацию. Например, заявление на аккредитацию по специальности «Сестринское дело», а описана работа по медицинскому массажу.
КАК УЗНАТЬ СТАТУС СВОЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ
ФАЦ для врачей и фармацевтов работает онлайн-сервис, который помогает выяснить, на какой стадии находится рассмотрение заявки на аккредитацию.
Как воспользоваться сервисом
1. Перейти по ссылке –
https://fca-rosminzdrav.ru/status-zayavleniya-na-periodicheskuju-akkreditaciju/
2. Заполнить соответствующие графы:
– ФИО,
– СНИЛС,
– e-mail,
– специальность,
– способ подачи заявления,
– дату подачи заявления.
Ответ придёт на указанную электронную почту в течение месяца.
ЕСЛИ ДОКУМЕНТЫ ВЕРНУЛИ
Исправьте указанные ошибки и направьте снова ПОЛНЫЙ пакет документов. Новые документы оформляйте текущей датой.
КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ АККРЕДИТАЦИИ
Результат аккредитации публикуется на сайтах ФАЦ:
- для врачей и фармацевтов,
- для среднего медперсонала.
Положительный результат заносится в ЕГИСЗ, доступ в который есть у работодателя.
Получить результаты аккредитации на почту можно с помощью нашего сервиса. Перейдите на сайт по ссылке ниже и заполните форму с контактами. Уведомление о результатах придёт сразу после публикации протокола.
КАК ПОЛУЧИТЬ БУМАЖНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ
Специалист считается прошедшим аккредитацию с момента внесения данных о прохождении аккредитации в ЕГИСЗ (федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ). Бумажное свидетельство об аккредитации, а также выписка из ЕГИСЗ или выписка из протокола заседания ЦАК получать НЕ НУЖНО.
Кто может получить свидетельство на бумаге:
- медики и фармацевты ведомственных организаций МВД, ФСБ и т.п.
- специалисты, работающие в российских медицинских учреждениях за границей.
Как получить свидетельство об аккредитации
Порядок получения документов вступил в силу с 01.03.2022 года (приказ Минздрава от 22.11.2021 г. №1082н).
Подробнее о том, как получить свидетельство об аккредитации специалиста, читайте в нашем гайде.
Как получить выписку из ЕГИСЗ
Получить выписку из ЕГИСЗ можно двумя способами:
1. Направить письменное заявление в ФАЦ (высшего или среднего мед. образования) лично или заказным письмом.
2. Через сервис на портале Госуслуг
Подробнее о том, как получить выписку из ЕГИСЗ, читайте в нашем гайде.
Как получить выписку из протокола аккредитационной комиссии
ФАЦ по запросу специалиста может выдать выписку из протокола ЦАК.
1. Составить заявление, в котором указать:
– фамилию, имя, отчество (при наличии),
– дату рождения,
– СНИЛС,
– электронную почту,
– номер телефона,
– даты и номера протокола,
– поставить дату и личную подписью
2. Направить заявление в виде фото или скана вложенным файлом на электронную почту:
– для врачей и фармацевтов – centraccredcom@rmapo.ru,
– для среднего медперсонала – akkred@fgou-vunmc.ru.
Выписка придёт на электронную почту.
КАК ПИСАТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ
Если вы не согласны с результатом периодической аккредитации, вы можете подать апелляцию.
Куда обращаться
Необходимо написать заявление в апелляционную комиссию. Направить жалобу необходимо в тот же аккредитационный центр, в который вы подавали документы на аккредитацию.
Отправить заявление можно почтой России, лично (или по доверенности), а также через ФРМР.
Что писать в заявлении
— наименование АК;
— ФИО председателя АК (из приказа утверждения состава комиссий по ссылке https://vk.cc/cgopBM);
— ваши ФИО, специальность и СНИЛС;
— название центра, куда подавали документы на аккредитацию;
— дату и номер протокола ФАЦ;
— укажите нарушения, которые комиссия допустила при оценке портфолио: учли не все курсы повышения квалификации, неправильно посчитали часы обучения;
— предоставьте доказательства вашей правоты;
— сообщите о своём желании присутствовать на заседании АК и укажите удобный формат: очно или дистанционно.
В какой срок подавать апелляцию
Подавать апелляцию нужно в течение двух рабочих дней с момента размещения протокола ЦАК или региональной комиссии.
Как узнать результаты
АК уведомит специалиста о своём решении на следующий день после заседания по электронной почте или по телефону. Отслеживайте письма от ФАЦ и не забывайте проверять папку "Спам". Информацию также могут разместить на сайте аккредитационного центра.
Если решение АК не устроило, его можно обжаловать в Минздрав.
Спасибо за прочтение! Поделитесь гайдом с коллегами, чтобы сделать аккредитацию доступнее :)