Мирослав Ясин
Мало кто знает, что у тревоги есть положительная сторона
Число клиентов, обращающихся к психологам по поводу тревоги, непрерывно растет. Вопрос тревоги – это один из так называемых «популярных запросов». Прочитав о ней пару статей, прослушав подкаст, человек решает: «Наверное, и я слишком тревожен! Надо пойти и снизить тревогу.»
Однако мало кто из них предполагает, что психолог первым делом постарается сделать так, чтобы клиент встретился во своей тревогой «лицом к лицу», обратил на нее внимание, пожил с ней, присмотрелся.
И это оправдано: все наши эмоции, даже отрицательные, приходят к нам не просто так. Они были закреплены эволюционно как полезные приспособления. И у них есть позитивная миссия. И до тех пор, пока мы не узнали эту миссию, не извлечем смысл и пользу. После этого эмоция, выполнив свою задачу, утихает сама собой.
Цель «отрицательных» эмоций – сообщить, что где-то что-то пошло не лучшим для нас образом, и нам лучше бы обратить на это внимание и исправить это. Мне искренне жаль, что кто-то их так обозвал «отрицательными», ведь они очень полезные! Пытаться «погасить» отрицательную эмоцию на этом этапе – в лучшем случае бесполезно, а порой и вредно, так как она может стать «скрытой», «подавленной» и превратиться в «накопленный стресс». Кода отрицательная эмоция только появилась. Лучше всего остановиться, вглядеться в нее и понять, о чем она: если злюсь, то на кого, обижаюсь – на что, тревожусь – по какому поводу.
Общая логика работы «отрицательных» эмоций:
1) Эмоция: «подает сигнал» > человек: «распознание, осознание»
2) Эмоция: «дает энергию к действию» > человек: «конструктивное решение или действие»
3) Эмоция: «успокоение»
Тревога - одна из самых сложных эмоций в плане распознания того, зачем она к нам пришла. Если агрессию или обиду мы распознаем довольно точно, нам явно, кто или что нас задело, то тревога обычно именно «по поводу» какого-то события, и точного адресата у нее нет. Это нам, при помощи разума, предстоит найти, что подняло тревогу. Мало того, тревога иногда поднимается «на всякий случай», когда реальной опасности нет. И опять же, задача разума разделить, какая часть тревоги рациональная и полезна, какая – иррациональна и, по сути, пустое «надумывание» (или по научному, «катастрофическое фантазирование»).
Если тревожно - что конкретно делать?
Определить в целом ситуацию, по поводу которой поднялась тревога. Например, мы тревожимся «в целом» по поводу предстоящей поездки.
Дальше, чтобы снизить тревогу, нужно не избегать ее, а напротив, погрузить в нее и начать разбираться, о чем она хочет нам сообщить. Для этого используйте последовательность вопросов:
1) Чтобы облегчить себе работу, можно взять лист бумаги, и попробовать письменно выписывать все, что приходит на ум в ответ на начло фразы:
«Я тревожусь по поводу поездки, потому что боюсь:….»
Например: «забыть ключи от квартиры»; «забыть дома паспорт, деньги, билеты»; «не найти свою гостиницу в другом городе»; «муж не оплатит вовремя коммунальные услуги»; «в мое отсутствие дома дети упустят кота на улицу» и так далее – выписать как можно больше вариантов.
2) Затем задать себе вопрос: «Могу ли я что-то сделать, чтобы решить проблему?». Если ответ положительный, можно вынести этот ответ в левую колонку и написать решение/ия к нему.
Например: «забыть ключи от квартиры» - сделать список для проверки важного перед выходом из дома или взять копию колючей сразу и привязать их внутри чемодана.
В этом и есть конструктивная сила тревоги – проверить и предусмотреть то, что мы можем проверить и предусмотреть.
3) Далее у нас останутся пункты, которые мы вряд ли можем проконтролировать. Вынесем их в другую (правую) колонку, и попробуем применить к ним технику: «и что дальше?» - просто задавайте этот вопрос последовательно до тех пор, пока не придете к пределам разумного.
Например: «муж не оплатит вовремя коммунальные услуги» - «и что дальше?» - «мне придется их платить в следующем месяце со штрафом» - «и что дальше?» - «придется потратить на это дополнительные Х рублей» - «и что дальше?» - «жалко, но… и что дальше?». Здесь необходимо поставить точку, ибо дальше никаких разумных опасений на ум не приходит – либо мы находим способ оплатить заранее, либо смиряемся с небольшой финальной потерей (штраф).
В этой части мы увидим неконструктивную, «пустую» тревогу. Здесь тревога подталкивает нас проверить, «а что будет, если», и когда мы проверили и увидели реалистичный и финальный результат – ее миссия также выполнена.