В предыдущей главе мы остановились на том, что из рода Давида, согласно пророчеству, должен был произойти Мешиах.
Вот как раз после сына Давида - царя Соломона в родословиях Христа, представленных евангелистами Матфеем и Лукой, и начинаются кардинальные расхождения. Первый ведет генеалогию Спасителя через Соломона, второй через его брата Нафана. Впрочем, если принять версию о том, что список Матфея составляют предки Богородицы, а не Ее нареченного супруга, то оба отпрыска Псалмопевца оказались пращурами Искупителя.
Соломон, на иврите Шломо-«мирный», тоже популярен во всех трех авраамических религиях. Даты его жизни точно не известны, насчет правления тоже есть разногласия, наиболее приемлемым, на мой взгляд, служит срок 967-930 годы до н.э., так как он состыковывается с хронологией Давида. Соломон два года был соправителем отца, умершего, по одной из версий, в 965 году до н.э.
Гениальный писатель и поэт: считается автором таких выдающихся своими литературными достоинствами канонических книг, как «Экклесиаст», «Притчи», «Песнь песней», «Книга премудростей Соломона», двух псалмов. Еще более христиан его почитают мусульмане как великого пророка, мудреца и чародея, который благодаря волшебному кольцу с подлинным именем Всевышнего обладал властью над джиннами.
В иудаизме к нему отношение двойственное. Евреи считают его правление «золотым веком». Отмечают его величайшие заслуги в возведении Храма, строительстве и расширении многих городов и крепостей, в обеспечении десятков лет мирной жизни, несомненную мудрость и незлобивость, укрепление небольшой империи, созданной его предшественниками.
С другой стороны, евреи порицают его за то, что в угоду своим 700 женам и 300 наложницам он воздвиг чужеземное капище, где поклонялись идолам (3 Цар.11:3).
С исторической точки зрения строительство великолепного храма и не уступающего ему царского дворца, ряда крепостей и городов, роскошная жизнь двора и невероятная численность гарема привели к гигантскому росту налогов и после смерти Шломо к народному восстанию и распаду единого государства на два царства: Израильское на севере, объединившее десять племен, и Иудейское на юге, куда вошли иудеи и вениамитяне.
Об еще одном предке Спасителя (через Его Мать) царевиче Нафане, на иврите Натан, известно немного. Он третий сын Давида от Вирсавии, то есть родной брат Соломона (2 Цар. 5:14). Еще любимая жена Давида родила Шаммуса (или Шима) и Шобаба (Шовава). Нафан- четвертое ее чадо, так как первенец умер во младенчестве еще до того, как его назвали, в наказание Псалмопевцу за прелюбодеяние и организацию убийства первого мужа Вирсафии - Урия Хитта. Нафан стал также первым, кого разрешили назвать самой матери. Остальным сыновьям дали имена отец и его советник пророк Нафан.
Святой Иоанн Дамаскин считал, что существование проклятия крови по линии нечестивого царя Иехонии, потомка Соломона, испортило родословную, изложенную Матфеем, потому что ни один из потомков Иехонии не мог считаться владыкой Израиля. От себя добавлю, что и Соломон согрешил перед Яхве, построив языческое капище. Поэтому неиспорченная линия потомства пошла через Нафана и Иосифа Плотника.
А всего Нафан - один из 19 или 20 законных сыновей Псалмопевца.
Замечу, что оба сына Вирсавии стали предками Христа. Поэтому она занимает почетное место среди женщин, указанных Матфеем в генеалогии Спасителя. Это Фамарь, Раав, Руфь и Сама Мария. Я бы добавил сюда Еву и жен Сифа, Ноя и Сима.
Вирсавия (Бат-Шеба) на иврите означает «дочь клятвы». Ее отцом был Елиам или Аммила, придворные царя, а дедом Ахитофель, влиятельный соратник Давида (2 Цар. 11:3; 23:34).
Историю про то, как ослепленный любовью к Вирсавии Давид обрек на смерть ее мужа Урию, думаю, знают многие, поэтому опущу ее в своем рассказе.
Продолжение повествования о генеалогии Иисуса - в следующей части сего выпуска. А сейчас для разнообразия предлагаю послушать еще одну древнюю песню, но на сей раз не иудейскую, а древнеегипетскую на языке оригинала, Она была чрезвычайно популярна в Стране пирамид со времен царицы Хатшепсут до эпохи Давида и его потомства, так что и патриархи, жившие в Египте, и Соломон, женатый на египетской принцессе, наверняка ее слышали. Песня посвящена любви молодого египтянина к красавице Сотис. Исполняет ее уже знакомый нам канадский певец Питер Прингл, аккомпанируя себе на точной копии древнеегипетской арфы из дерева и кожи, изготовленной без винтов и гвоздей
«Сестра! Сестра без соперницы!
Прекрасная! Самая прекрасная из всех!
Она как звезда, Сотис, когда та поднимается
В начале чудесного нового года.
Совершенная, яркая и сверкающая ее кожа.
И куда она ни глянет, обольщает своими глазами.
Ее губы сладки, когда она говорит,
И никогда слов не слишком много.
Стройная шея и сверкающее тело.
Ее волосы как подлинная лазурь.
Ее руки затмевают блеском лучшее золото.
Ее пальцы как лепестки цветка лотоса.
Соразмерные бедра и стройная талия.
Ее ляжки увеличивают ее красоту,
Когда она грациозно идет по земле…
Она украла мое сердце своими поцелуями.
Она сделала так, что шеи всех мужчин
Поворачиваются, как только они увидят ее.
Тот, кто обнимает ее, счастливый человек,
Он самый удачливый среди влюбленных,
Потому что он видел ее в ее славе
И знал ее как богиню…»
Одно замечание: людям XXI века кажется странным обращение к возлюбленной как к сестре. Причина простая: в Древнем Египте знатные люди, а фараоны – обязательно, женились на сестрах и даже дочерях, чтобы сохранить чистоту крови.
Мне кажется, что Соломон, создавая свою бессмертную «Песню песней», взял за образец эту ее древнеегипетскую предшественницу.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3527/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.