Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Таможня дает добро. Таможенный крейсер «Кай Пан»

Оглавление
таможенные крейсера "Li Kin" "Kai Pan" "Chuen Tiao" во время перехода из Англии в Китай.  1888 год.
таможенные крейсера "Li Kin" "Kai Pan" "Chuen Tiao" во время перехода из Англии в Китай. 1888 год.
Прекрасен крепкий аромат
      Ланьлинского вина.

      Им чаша яшмовая вновь,
      Как янтарем, полна.

      И если гостя напоит
      Хозяин допьяна -

      Не разберу: своя ли здесь,
      Чужая ль сторона.
Ли Бо (701-762)

Для понимания Китая 19-го века надо знать несколько основных цифр. На начало века население Китая составляло более 300 миллионов человек, более трети всего населения земли. ВВП Империи Цин в шесть раз превосходил британский, это была первая экономика мира, 20-40% мировой. Второй, вдвое меньшей экономикой мира, была Индия. Но тогдашнему Китаю от остального мира практически ничего не надо было, экономика была в основном замкнута на себя, внешнеторговые обороты были в десятки раз меньше, чем у открытой миру Ост-Индской компанией Индии. Если Европе китайские товары (шелк, хлопок, фарфор, чай) были остро необходимы, то Китаю в начале века европейское было малоинтересно, местный ширпотреб для перевозки в Китай был нерентабелен. Даже европейское оружие в начале века было малоактуально, манчжурская армия так и закостенела на уровне середины 17-го века ввиду отсутствия достойных противников, а агрессия европейцев против 300-миллионной империи на тот момент-чистым самоубийством.

В итоге торговый баланс империи был хронически сильно положительным, как пылесос Китай выкачивал серебро из Европы и с южноамериканских колоний Испании. Знаменитые манильские галеоны как раз и специализировались на обмене перуанского и мексиканского серебра на китайские товары.

-2

В 1757 году по приказу императора Цяньлуна количество мест для внешней торговли с европейцами сокращено до одного. Только в Кантон (Гуанчжоу) европейский торговец мог привезти товар и продать его через 13 торговых домов или факторий (хонгов). Другие названия города-Уянчэн («город пяти козлов»), Янчэн («город козлов»), Хуачэн («город цветов»), Суйчэн.

Место было выбрано не случайно. Самая богатая и "торговая" провинция Гуандун на юге Китая еще с 1557 года имела на своей территории европейский анклав-португальскую колонию Макао. Здесь же, неподалеку, в 1842 году британцы основали Гонконг. Сам Кантон находится в устье Кантонской или Жемчужной реки, уходящей вглубь Китая.

Еще в 1685 году в Кантоне была создана таможня во главе с чиновником, назначавшимся на три года, хоппо. Хоппо собирал пошлины, следил за порядком и решал проблемы. Всего было до пяти видов платежей для приходящих кораблей, один из них шел напрямую хоппу, который помимо ежегодных платежей в казну, отстегивал и за назначение и за перевод на теплое место и...т.д. и т.п. Но обычно в накладе не оставался, если в Пекин ежегодно уходило около 1 миллиона лян серебром, то у хоппу в кармане задерживалось примерно 11.

Порт Кантона и фактории на картине Сунь Цюа,1830
Порт Кантона и фактории на картине Сунь Цюа,1830
«Тринадцать факторий» на картине 1805 года. Видны флаги (слева направо) Дании, Испании, США, Швеции, Великобритании и Нидерландов
«Тринадцать факторий» на картине 1805 года. Видны флаги (слева направо) Дании, Испании, США, Швеции, Великобритании и Нидерландов
Хоппо, возвращающийся на лодке с официального визита в Ост-Индскую компанию
Хоппо, возвращающийся на лодке с официального визита в Ост-Индскую компанию

Когда в 1842 году Великобритания в первой опиумной войне продиктовала условия мира имперскому правительству, то помимо 15 миллионов лян контрибуции, Гонконга и открытия еще четырех портов для торговли- Шанхай, Сямэнь, Нинбо и Фучжоу, это привело к широчайшему проникновению англо-саксов в системы имперской власти.

В 1854 году, во время восстания тайпинов, иностранцы, в условиях паралича имперской бюрократии, создали в Шанхае службу по сбору таможенных пошлин, вскоре превратившуюся в Императорскую морскую таможенную службу. Ее верхушка вплоть до 1929 года так и оставалось полностью укомплектованной иностранцами. Преобладали британцы, но имелись сотрудники из Германии, США, Франции, а позднее и из Японии. Китайцы среди руководителей появились только в 1929 году.

С 1854 по 1863 год Службу возглавляли генеральные инспекторы Горацио Нельсон Лэй, после скандала с "Вампирской флотилией" его сменил Сэр Роберт Харт (1863-1911). К 1900 году на 40 основных таможнях Китая работало 20 000 человек.

Группа офицеров морской таможенной службы Китая
Группа офицеров морской таможенной службы Китая
Персонал таможни, Hoihow (Kuingchow), 1898. W.Prutchnow. Т. Шеридан. Г. Форсейт, инспектор морей и капитан порта Т. Хенкель Х. Аткинсон
Персонал таможни, Hoihow (Kuingchow), 1898. W.Prutchnow. Т. Шеридан. Г. Форсейт, инспектор морей и капитан порта Т. Хенкель Х. Аткинсон

Через некоторое время Служба обеспечивала поступление в казну уже трети доходов империи. Но... через эту же службу и из этих же доходов автоматом гасились предоставленные западными странами кредиты и проценты по ним.

Головной болью для местных правителей были пираты и контрабанда, часто тесно связанные между собой. В 1805 году семь пиратских группировок Южного Китая объединились, но вскоре были разбиты.

Гуандунский флот, базировавшийся в Гуанчжоу, был существенно усилен и взял под охрану все иностранные торговые суда. Его задачей был сбор пошлин, борьба с контрабандой и пиратами. С 1664 года в распоряжении наместника Лянгуана (провинций Гуандун и Гуанси) имелось значительное число военных джонок, которые были почти полностью уничтожены британцами в Первой опиумной войне.

Упорядочить ситуацию удалось только после подавления восстания тайпинов. В 1866 году Жуйлинь, глава Гуандуна, купил в Великобритании и Франции шесть деревянных паровых судов, приспособленных для несения патрульной службы в прибрежных водах: «Фэйлун», «Чжэнь-хай», «Дэнцин», «Суйцзин», «Аньлань» и «Чжэньтао».

-8

Для Императорской морской таможенной службы у Армстронга было позже заказано три таможенных крейсера для службы в составе Кантонской флотилии и охраны устья Жемчужной реки. Chuen Tiao отличался от первой пары большими размерами. 10-узловой скорости им хватало для погони за джонками контрабандистов и пиратов, а 20 фнт пушки обеспечивали эффективную борьбу с пиратами. Таможенные крейсера также использовались в качестве тендера для маяков.

-9

Корабли были построены в Эльсвике за 10 месяцев и в марте 1888 года отправились в Китай. В 1930-31 годах Chuen Tiao и Likin Ллойдовским регистром отмечены в составе Фуцзяньской эскадры Императорской морской таможенной службы. Последний раз они там появились в отчете 1933-1934.

Kaipan последний раз в регистре отмечен в 1920-1921 годах. Как гражданское судно "Aiglo" бывший таможенный крейсер использовался компанией "L.E. Lanier" с Сейшел в регистре 1925-1926 годов, затонул в 1926 году у Диего Суареца.

Для замены устаревших кораблей в 1902 году на верфи "Кавасаки" в Японии был построен таможенный крейсер "Лицзинь"(Liuhsing) водоизмещением 1500 тонн.

Кроме того Кантонская флотилия использовала значительное количество таможенных кораблей от 160 до 1300 тонн. Но о них лучше отдельно.

-10
-11
-12

"ЛиЧжин" Likin Li Kin Li-Chien Armstrong, Walker, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.

"Кай Пан" Kaipan Kai Pan Armstrong, Walker, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.

Водоизмещение 512/700 тонн. Длина 41,2 м. Ширина 7.02 м. Осадка 2.3 м
Двигатель-паровая машина, 500 и.л.с. Количество валов 2. Максимальная скорость 10-14 узлов. Топливо- каменный уголь. 3 мачты
Вооружение-2 x 1 - 95-102 мм/21-35 Armstrong 20pdr BLR, 2 x 1 - 57мм/40 (47мм/40 Hotchkiss) 6 фнт

-13
-14

"Чунь-Тао" Chuen Tiao Chuan-Tao Armstrong, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.

Водоизмещение нормальное 716 тонн. Длина 47.27 м. Ширина 7.63 м. Осадка 3.51 м
Количество валов 2. Максимальная скорость 10 узлов. Топливо- каменный уголь. 3 мачты
Вооружение-2 x 1 - 95 мм/21 Armstrong 20pdr BLR(4 дм 35 клб), 2 x 1 - 47мм/40 Hotchkiss

"Лицзинь"Liu Hsing Liuhsing Kawasaki, Кобе, Япония. Спущен на воду 1902. Вступил в строй 1902. Потерян в 1937

Водоизмещение нормальное 1500 тонн. Длина 59,2 м. Ширина 8,39 м.
Количество валов 2. Топливо-каменный уголь.
Таможенный крейсер. Стальной корпус.После начала японо-китайской войны в 1937 г. весь китайский таможенный флот был уничтожен японцами.

Таможенный крейсер Цинской империи Kaipan (тип Likin), вероятно у Хайкоу, август 1898 г.
Таможенный крейсер Цинской империи Kaipan (тип Likin), вероятно у Хайкоу, август 1898 г.
Likin
Likin
Li Kin
Li Kin

Likin
Likin
Likin
Likin
kai-pan. avgust-1898
kai-pan. avgust-1898

Экипаж крейсера Liuhsing
Экипаж крейсера Liuhsing

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам