Прекрасен крепкий аромат
Ланьлинского вина.
Им чаша яшмовая вновь,
Как янтарем, полна.
И если гостя напоит
Хозяин допьяна -
Не разберу: своя ли здесь,
Чужая ль сторона.
Ли Бо (701-762)
Для понимания Китая 19-го века надо знать несколько основных цифр. На начало века население Китая составляло более 300 миллионов человек, более трети всего населения земли. ВВП Империи Цин в шесть раз превосходил британский, это была первая экономика мира, 20-40% мировой. Второй, вдвое меньшей экономикой мира, была Индия. Но тогдашнему Китаю от остального мира практически ничего не надо было, экономика была в основном замкнута на себя, внешнеторговые обороты были в десятки раз меньше, чем у открытой миру Ост-Индской компанией Индии. Если Европе китайские товары (шелк, хлопок, фарфор, чай) были остро необходимы, то Китаю в начале века европейское было малоинтересно, местный ширпотреб для перевозки в Китай был нерентабелен. Даже европейское оружие в начале века было малоактуально, манчжурская армия так и закостенела на уровне середины 17-го века ввиду отсутствия достойных противников, а агрессия европейцев против 300-миллионной империи на тот момент-чистым самоубийством.
В итоге торговый баланс империи был хронически сильно положительным, как пылесос Китай выкачивал серебро из Европы и с южноамериканских колоний Испании. Знаменитые манильские галеоны как раз и специализировались на обмене перуанского и мексиканского серебра на китайские товары.
В 1757 году по приказу императора Цяньлуна количество мест для внешней торговли с европейцами сокращено до одного. Только в Кантон (Гуанчжоу) европейский торговец мог привезти товар и продать его через 13 торговых домов или факторий (хонгов). Другие названия города-Уянчэн («город пяти козлов»), Янчэн («город козлов»), Хуачэн («город цветов»), Суйчэн.
Место было выбрано не случайно. Самая богатая и "торговая" провинция Гуандун на юге Китая еще с 1557 года имела на своей территории европейский анклав-португальскую колонию Макао. Здесь же, неподалеку, в 1842 году британцы основали Гонконг. Сам Кантон находится в устье Кантонской или Жемчужной реки, уходящей вглубь Китая.
Еще в 1685 году в Кантоне была создана таможня во главе с чиновником, назначавшимся на три года, хоппо. Хоппо собирал пошлины, следил за порядком и решал проблемы. Всего было до пяти видов платежей для приходящих кораблей, один из них шел напрямую хоппу, который помимо ежегодных платежей в казну, отстегивал и за назначение и за перевод на теплое место и...т.д. и т.п. Но обычно в накладе не оставался, если в Пекин ежегодно уходило около 1 миллиона лян серебром, то у хоппу в кармане задерживалось примерно 11.
Когда в 1842 году Великобритания в первой опиумной войне продиктовала условия мира имперскому правительству, то помимо 15 миллионов лян контрибуции, Гонконга и открытия еще четырех портов для торговли- Шанхай, Сямэнь, Нинбо и Фучжоу, это привело к широчайшему проникновению англо-саксов в системы имперской власти.
В 1854 году, во время восстания тайпинов, иностранцы, в условиях паралича имперской бюрократии, создали в Шанхае службу по сбору таможенных пошлин, вскоре превратившуюся в Императорскую морскую таможенную службу. Ее верхушка вплоть до 1929 года так и оставалось полностью укомплектованной иностранцами. Преобладали британцы, но имелись сотрудники из Германии, США, Франции, а позднее и из Японии. Китайцы среди руководителей появились только в 1929 году.
С 1854 по 1863 год Службу возглавляли генеральные инспекторы Горацио Нельсон Лэй, после скандала с "Вампирской флотилией" его сменил Сэр Роберт Харт (1863-1911). К 1900 году на 40 основных таможнях Китая работало 20 000 человек.
Через некоторое время Служба обеспечивала поступление в казну уже трети доходов империи. Но... через эту же службу и из этих же доходов автоматом гасились предоставленные западными странами кредиты и проценты по ним.
Головной болью для местных правителей были пираты и контрабанда, часто тесно связанные между собой. В 1805 году семь пиратских группировок Южного Китая объединились, но вскоре были разбиты.
Гуандунский флот, базировавшийся в Гуанчжоу, был существенно усилен и взял под охрану все иностранные торговые суда. Его задачей был сбор пошлин, борьба с контрабандой и пиратами. С 1664 года в распоряжении наместника Лянгуана (провинций Гуандун и Гуанси) имелось значительное число военных джонок, которые были почти полностью уничтожены британцами в Первой опиумной войне.
Упорядочить ситуацию удалось только после подавления восстания тайпинов. В 1866 году Жуйлинь, глава Гуандуна, купил в Великобритании и Франции шесть деревянных паровых судов, приспособленных для несения патрульной службы в прибрежных водах: «Фэйлун», «Чжэнь-хай», «Дэнцин», «Суйцзин», «Аньлань» и «Чжэньтао».
Для Императорской морской таможенной службы у Армстронга было позже заказано три таможенных крейсера для службы в составе Кантонской флотилии и охраны устья Жемчужной реки. Chuen Tiao отличался от первой пары большими размерами. 10-узловой скорости им хватало для погони за джонками контрабандистов и пиратов, а 20 фнт пушки обеспечивали эффективную борьбу с пиратами. Таможенные крейсера также использовались в качестве тендера для маяков.
Корабли были построены в Эльсвике за 10 месяцев и в марте 1888 года отправились в Китай. В 1930-31 годах Chuen Tiao и Likin Ллойдовским регистром отмечены в составе Фуцзяньской эскадры Императорской морской таможенной службы. Последний раз они там появились в отчете 1933-1934.
Kaipan последний раз в регистре отмечен в 1920-1921 годах. Как гражданское судно "Aiglo" бывший таможенный крейсер использовался компанией "L.E. Lanier" с Сейшел в регистре 1925-1926 годов, затонул в 1926 году у Диего Суареца.
Для замены устаревших кораблей в 1902 году на верфи "Кавасаки" в Японии был построен таможенный крейсер "Лицзинь"(Liuhsing) водоизмещением 1500 тонн.
Кроме того Кантонская флотилия использовала значительное количество таможенных кораблей от 160 до 1300 тонн. Но о них лучше отдельно.
"ЛиЧжин" Likin Li Kin Li-Chien Armstrong, Walker, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.
"Кай Пан" Kaipan Kai Pan Armstrong, Walker, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.
Водоизмещение 512/700 тонн. Длина 41,2 м. Ширина 7.02 м. Осадка 2.3 м
Двигатель-паровая машина, 500 и.л.с. Количество валов 2. Максимальная скорость 10-14 узлов. Топливо- каменный уголь. 3 мачты
Вооружение-2 x 1 - 95-102 мм/21-35 Armstrong 20pdr BLR, 2 x 1 - 57мм/40 (47мм/40 Hotchkiss) 6 фнт
"Чунь-Тао" Chuen Tiao Chuan-Tao Armstrong, Уолкер, Англия. Спущен на воду 1888. Вступил в строй 1888.
Водоизмещение нормальное 716 тонн. Длина 47.27 м. Ширина 7.63 м. Осадка 3.51 м
Количество валов 2. Максимальная скорость 10 узлов. Топливо- каменный уголь. 3 мачты
Вооружение-2 x 1 - 95 мм/21 Armstrong 20pdr BLR(4 дм 35 клб), 2 x 1 - 47мм/40 Hotchkiss
"Лицзинь"Liu Hsing Liuhsing Kawasaki, Кобе, Япония. Спущен на воду 1902. Вступил в строй 1902. Потерян в 1937
Водоизмещение нормальное 1500 тонн. Длина 59,2 м. Ширина 8,39 м.
Количество валов 2. Топливо-каменный уголь.
Таможенный крейсер. Стальной корпус.После начала японо-китайской войны в 1937 г. весь китайский таможенный флот был уничтожен японцами.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам