О том, что этот мальчик, Богдан, создает в классе много проблем, я, конечно же, знала. Мой сын сталкивался с ним еще в первом классе, правда, потом научился просто держаться от него подальше. Я и сама этого мальчика видела, когда в числе других родителей сопровождала класс на экскурсии и в первом, и во втором классе. Правда, тогда меня просили присмотреть за вторым "особенным" ребенком класса - с чудинкой, но довольно тихим.
А вот в этот раз мне довелось ощутить все прелести общения именно с Богданом - почти все родители были заняты, кто-то заболел и сопровождающих на экскурсию набралось совсем мало. И классный руководитель попросила меня следить за этими двумя "особенными" детьми.
Как я уже сказала, второй мальчик проблем не создавал - его требовалось лишь подгонять, чтобы он не отставал от остальных детей и периодически утешать, что "да, все это скоро закончится, да, домой уже скоро, потерпи, пожалуйста". Зато с Богданом веселье получилось по полной программе.
Началось все буквально в первые же минуты, когда детей построили парами, и все пошли в сторону музея. "Мы на автобусе поедем?" - спросил меня Богдан. - "Нет, не на автобусе." - "Что, на трамвае?" - "Нет, мы пойдем пешком. Тут недалеко." - "Пешкооом? - возмутился он. - Я там был! Я не хочу идти пешком! Я не привык ходить пешком! Это очень далеко!"
В это время к нам подошла учительница, которой он тут же высказал свои претензии - по какому праву его заставляют идти пешком? Он устанет. Он не хочет столько ходить. "Богдан, ну ты же совсем молодой. Ножки у тебя молодые. Посмотри, я намного тебя старше, и тоже пешком иду. Ничего страшного," - спокойным тоном, с улыбкой объяснила ему учительница, не обращая внимания на его хамский тон.
"Ах так? Ну я тогда сейчас же позвоню маме и пожалуюсь, что вы меня тут заставляете десять километров пешком идти!" - заявил он, но услышав спокойное "жалуйся", все-таки звонить передумал. Зато вытащил красный пакет с остатками чипсов, которые начал есть еще на школьном дворе, доел, и тут же бросил пустой пакет прямо на дорогу.
"Богдан, подними, пожалуйста!" - попросила я. Взглянув на меня с ненавистью, мальчик подчинился. Однако, стоило мне отвлечься на другого ребенка, снова его бросил. Я снова заставила поднять и даже показала - вон урна, совсем рядом. Бросать мусор на дорогу нельзя. Кажется, Богдан был совершенно иного мнения, потому что мимо урны он проскочил, пользуясь тем, что я снова отвлеклась (спокойный мальчик опять сильно отстал от других детей, пришлось возвращать его в строй).
Зато, стоило мне поторопить его: "Богдан - смотри, светофор! Мы должны успеть, пока горит зеленый! Давай, пожалуйста, быстрее!" - он ловко отскочил от меня, забежал за кусты, растущие на газоне, и выбросил свой пакет за кустом, в траву. Он прекрасно понимал, что возвращать его у меня просто не было возможности, ведь нужно было переходить дорогу со всем классом. Он посмотрел на меня и довольно улыбнулся - победил.
Дальше мы шли под бесконечные жалобы на усталость и бессердечие учительницы - разве можно заставлять детей СТОЛЬКО ходить пешком? Надо было нанять автобус. У него сейчас ноги отвалятся! "Богдан, по навигатору от школы до музея - ровно один километр!" - попыталась я ему объяснить. - "Нет! Не один! А десять, - топнул он ногой. - Я точно знаю! Я там уже был! И вообще, мне там неинтересно! Я там был, мне не понравилось! Я устал! Я не хочу идти!"
"Вот так и начинаются "диванные войска" - вздохнула еще одна мама, которая подошла ко мне и услышала жалобы Богдана. - Вечно уставшие мужики..." - "Ну да, - подхватила я. - Вдруг вой_на, а я уставший..." - мы разговаривали негромко, на улице было шумно от проезжающих машин, но Богдан нас услышал. Он развернулся и громко сказал: "Как же вы за...(надоели) со своей е...(плохой) вой_ной!"
Я потеряла дар речи, а вторая мама не растерялась и отчитала Богдана на тему "соображай, что ты говоришь и с кем ты говоришь". Естественно, ее слова были проигнорированы. Бубнеж про усталость продолжился с новой силой.
На экскурсии Богдан игнорировал экскурсовода-девушку, все время куда-то убегал и делал только то, что приходило ему в голову. Когда всех рассадили на скамейки и экскурсовод-мужчина начал рассказывать про Древнюю Русь и предметы обихода, Богдан, хоть и сидел, но не замолкал ни на секунду: перебивал, задавал вопросы, требовал рассказать что-то другое, а под конец закричал с требованием "сейчас же прекратить это", когда мужчина начал показывать, как с помощью огнива высекали искры.
На обратном пути Богдан, к счастью, молчал, зато, кидая на меня косые взгляды, выбирал момент, чтобы выбежать из строя и побегать по газону. Или просто отстать от класса и постоять посередине дороги.
Когда его забрала мама - примерно на полпути, я почувствовала, как будто скинула с себя тяжелый груз. Я устала так, как не устаю от целого дня физической работы. "Знаете, вы просто герой! - сказала я учительнице. - Я бы не смогла..." - "Да-да, и это только экскурсия, - грустно улыбнулась учительница, - а теперь представьте, что происходит на уроках... Мне же и спросить всех надо, и новую тему объяснить..." - тут я промолчала, потому что сказать было нечего.
P.S. Если кто-то подумал, что мальчик из очень богатой семьи, поэтому такой избалованный - таки, нет. Дети из состоятельных семей в нашем классе есть. И ведут они себя идеально. Богдан - из самой обычной семьи, которая ближе к бедности, чем к среднему классу.
А еще у него есть младший брат и сестра, которые скоро тоже будут учиться в нашей школе...